Совсем скоро
настанет день «х» для сотен тысяч родителей,
когда любимое чадо отправится «грызть гранит
науки». Особенно нервничают родители
первоклашек, ведь кроме мыслей о расходах на
форму, канцелярию и книги добавляются
терзания психологического плана: «Сможет ли
ребенок усваивать информацию, готов ли он к
этому?». Вообще, «готовность к школе» - это
не отдельные умения и знания, а их
совокупность. Очевидно, что чем больше
родители занимались с ребенком до школы, тем
выше вероятность того, что с внимательностью
и усидчивостью у первоклассника будет все в
порядке. Однако, не менее важен темперамент
ребенка и его социальное развитие. Психологи
разработали критерии, по которым можно
оценить готовность ребенка к учебе: речь
идет об интеллектуальной, эмоциональной и
социальной зрелости.
Интеллектуальная зрелость
определяется способностью концентрировать
внимание и улавливать связи между
явлениями.Подготовленный к школе ребенок
должен:
- владеть основными понятиями ориентации в
просторе: понимать и различать где правый/левый
и верх/низ, что такое большой/маленький, что
обозначают предлоги в/из, напод и т.д.);
-различать заглавные и строчные буквы;
- уметь классифицировать предметы и вещи,
определять их в группы. Например, четко
отличать стул от стола, шкафа и кровати и
при этом знать, что все это - мебель. При
этом ребенок должен понимать, для чего
именно служит тот или иной предмет: стул –
чтобы сидеть, стол – чтобы есть, а кровать –
чтобы спать;
-идентифицировать схожие и несхожие формы (то
есть, отличать круги от квадратов,а прямую
линию от волнистой);
- удерживать в памяти и выполнять как
минимум три указания. Например: надень тапки,
умойся, почисть зубы, вытрись полотенцем, а
потом принеси мне полотенце;
-считать без ошибок до десяти;
-разговаривать внятно и связно.
Эмоциональная зрелость у
дошкольников определяется усидчивостью и
терпеливостью. Правда, немногие родители
могут похвастаться таким поведением своего
чада. Впрочем, с психологической точки
зрения, неусидчивость - абсолютно нормальная
черта маленького ребенка. Как правило,
малышам очень тяжело направить свою неуемную
энергию в мирное русло. Еще одна важная
черта, свидетельствующая, что ребенок готов
к учебе – умение выслушать собеседника, не
перебивая. Обычно, родителям под силу взять
под контроль болтливость собственного чада.
Достаточно постоянно напоминать всезнайке о
том, что при диалогах очень важно
прислушиваться к своему собеседнику.
Социальная зрелость малышей
почти стопроцентно зависит от того,
насколько коммуникабельны сами родители.
Если семья дружная и общительная, много
путешествует и ходит в гости, то и у их
ребенка не должно быть никаких проблем с
коммуникацией.
Подготовленный к школе ребенок без проблем
знакомится со сверстниками и находит общий
язык с взрослыми, а на улице не боится
отойти от мамы или папы. Кроме того,
сообщение о семейном путешествии он
воспринимает с восторгом и практически
безболезненно перестраивается из обычного
ритма жизни в «походный». Если у будущего
первоклассника есть хобби – это еще одно
свидетельство личности, которая начинает
формироваться. Ведь увлеченность и интерес в
той или иной сфере – яркий показатель того,
что ребенок уже может определять, что ему
нравится и объяснить почему.
Одним из самых ярких показателей
самостоятельности отпрыска считается умение
одеваться и обуваться без посторонней помощи.
Высший пилотаж - при этом «находить общий
язык» с пуговицами, молниями и шнурками.
А вообще, как говорят психологи, детей,
которые отвечают всем параметрам зрелости
перед поступлением в школу, практически нет.
В 6-7 лет ребенок еще очень легко
отвлекается на различные раздражители, будь
то движение соседа за партой или летающая
муха в классе. Резкие изменения в восприятии
ребенком информации происходят в 9-10-ти
летнем возрасте, именно тогда школьники уже
могут работать длительно и сосредоточенно.
Тест «Готов ли ребенок к походу в
школу?»
Предлагаем при помощи простого теста
определить готовность малыша к школе. На все
вопросы нужно отвечать «да» (1балл) или «нет»
(0 балов).
1. Посещал ли ребенок детский сад?
2.Дает ли ребенок сдачи своему обидчику?
3.Может ли
ребенок самостоятельно заниматься каким-либо
делом, требующим сосредоточенности, в
течение 30 минут?
4. Умеет ли
ребенок составлять рассказы по картинке не
короче, чем из пяти предложений?
5. Стесняется
ли ребенок в присутствии незнакомых людей?
6. Умеет ли он
считать до 10 и обратно?
7. Умеет ли
ребенок читать по слогам или целыми словами?
8. Может ли он
рассказать наизусть несколько стихотворений?
9. Насколько
уверенно ребенок пишет или рисует – твердая
ли у него при этом рука?
10. Любит ли
ребенок рисовать и раскрашивать картинки?
11. Знает ли
названия диких и домашних животных?
12. Может ли
пользоваться ножницами и клеем, например,
делать аппликацию?
13. Может ли
собрать разрезанную картинку из пяти частей?
14. Может ли
ребенок обобщать понятия – например, назвать
помидоры, морковь и лук словом «овощи"?
15. В
состоянии ли ребенок понимать и точно
выполнять словесные инструкции?
16. Бывал ли
ребенок в зоопарке, деревне,музее?
17. Может ли
ребенок играть самостоятельно?
18. Есть ли у
него хобби?
19. Способен
ли ребенок пересказать историю,сохранив
основную мысль и последовательность действий?
20. Задает ли
он вопросы о словах, об их значении?
Результаты
Чем больше
баллов, тем больше ребенок готов к занятиям
в школе.
От
16до 20 – Можно Вас
поздравить! У вашего ребенка
100%-ная готовность к школьным занятиям.
Такой результат свидетельствует о том, что
Вы очень правильно воспитывали ребенка и
единственное, чем остается заботится в
преддверии первого сентября– это о покупке
красивой канцелярии. Ну и, на всякий случай,
стоит подтянуть свои знания по школьным
предметам, чтобы пытливый школьник не застал
родителей врасплох.
От
10до 15 – Не самый плохой
результат.Стоит обратить внимание
на те ответы, где Вы сказали «нет», и
попытаться понять, что именно Вы пропустили
в воспитании своего чада. При этом стоит
хорошенько поразмыслить, как правильно
заполнить эти пробелы в воспитании.
Рекомендация одна: побольше времени уделять
маленькому ученику.
От 5
до9 – Серединка на
половинку. Готовность ребенка –
50%. Похоже, что Вы воспитывали ребенка «на
ходу» и в перерывах от работы. Однако не все
еще потеряно –чем больше активности Вы
будете проявлять при первых шагах его
школьной жизни, тем скорее и быстрее ребенок
поймет, что такое учеба и для чего она ему
нужна. Даже если у Вас есть возможность
нанять репетитора для первоклассника, не
стоит забывать, что родительское внимание и
участие не способен заменить даже
высококлассный специалист.
От 1
до4 – Очень плохой
результат! Ребенок вообще не готов
к посещению школы. С таким уровнем знаний и
умений не стоит надеяться даже на
удовлетворительные результаты учебы. Такой
низкий результат свидетельствует только об
одном – вы не справились со своей
родительской функцией. Удивительно, почему
социальные службы еще не лишили вас
родительских прав.
·
|