"Д и с ц и п л и н а л ю б в и"
На последнем съезде психиатров говорилось:
наблюдается заметный рост психических
отклонений у детей. Врачи выявляют у
школьников «невропатию» - плохой сон, плохой
аппетит, быстрое истощение сил; «синдром
раннего детского аутизма» - нежелание
общаться со сверстниками, безрадостность; «гиперинетический
синдром» - чрезмерную и бесполезную
активность, желание поступать «назло» и,
наконец, «школьный невроз».
Это
когда
в
классе
ребенок выглядит
«затюканным»,
подавленным
или,
наоборот,
кривляется
и
проявляет неуместное
шутовство.
Дома эти
мальчики
и
девочки истерично
заявляют,
что школа
им
опротивела
и
они туда
больше
ни
ногой.
Иногда взрывоподобного
протеста нет.
Вернее,
он
происходит
на бессознательном
уровне
-
в виде
бесконечных
простуд, желудочной
и
головной
боли,
тошноты,
рвоты,
головокружения.
Известный
детский
психиатр профессор
Галина
Козловская,
выступавшая
на
съезде,
считает,
что
одна
из
причин
невротической
эпидемии
заложена
на
генетическом уровне
ребенка
и
что
это
результат
отхода
от
традиционных
основ воспитания.
Не
советских,
а
еще более
ранних,
дореволюционных, которыми
россияне
жили
столетиями.
Ребенок
этого
не
знает,
но
знает
его
психики.
В начале девяностых
все
дружно
ратовали
за
либеральную
педагогику, один
из
принципов
которой -
свободное
воспитание
детей,
И
вот
спустя десять
лет
автор
книги
«Хочу
или надо.
О
свободе
и
дисциплине
при воспитании
детей»
педагог
А.
Рогозянский
анализирует
итоги такого воспитания: «
Мы
заглядываем
в
лица
нашим детям
и
вместо
света
и
радости
видим
там
отчуждение
и
пустоту.
Но почему?
Оказывается,
в
воспитании
всегда
должны
быть
«рамки». Ребенок
обязан
помнить,
что
ему
не все
позволено.
В
противном
случае он
либо
шалит:
например,
во
время школьного
завтрака
плюет
в
чай
товарищам,
смеха
ради
выбрасывает их
бутерброды
в
урну,
либо
еще хуже.
«Вопрос
о
свободе
и
дисциплине,- пишет
Андрей
Рогозянский,-
решается
педагогикой
уже
несколько
столетий
подряд.
С
Коменского
и
Эмиля
Руссо.
Но,
увы,
ни
свободней,
ни дисциплинированней
от
этого
человечество
не
стало.
Напротив,
одни
детки
строятся
сегодня
в
тоталитapных
сектах
в
колонны,
другие
вслед
за
Альбером
Камю
с
суицидальным отчаянием
вопрошают:
«А
стоит
ли вообще
жить?»
Интересные
выводы
делает
автор
книги:
свобода
воспитания,
которую
мы
с
гордостью
называем
раскрепощением
детской
личности,
самим
детям
стала
в
тягость!
Потому
что
она
уничтожила
правила,
традиции,
без
которых
не
может
быть культуры
и,
следовательно,
психически
здорового
общества.
Почему ребенка
«кидает»
из
стороны
в
сторону?
Почему
он
неспокоен?
Почему бесится?
Почему
то
и
дело
противоречит
сам
себе?
Да потому что
он
не
знает
сегодня элементарного:
что
зло,
а
что
добро, что
справедливо,
а
что
нет.
Одна
из традиций
русского
народа на
протяжении
тысячи лет
была такая:
родители
и
учителя
не
ровня,
а авторитет
для
ребенка.
Собственно, это
и
были
те
люди,
которые
наряду со
священниками
с
самого
рождения
детей
объясняли
им,
что
такое зло, а что –
добро,
что
делать
можно. И советская педагогика в этом
продолжала традиции. Но вот уже почти десять
лет во многих школах воспитание отошло на
второй план. И это объяснимо: учителей не
хватает, а те, что остались, перегружены
преподаванием предметов. Так неужели ЭТО
привело к возникновению неврозов?! И это, и
полная занятость взрослых членов семьи в том
числе.
В родительской среде сложилась практика,
когда на все претензии школы папы и мамы
уверенно отвечают: «Нам некогда, мы
работаем! Скажите ещё спасибо, что наши дети
не побираются». А ведь это, по сути,
сознательный отказ родителей от самой
функции воспитания! Оправдывая свою полную
занятость заботами о «хлебе насущном»,
многие родители включили в это понятие
евроремонт, новую марку машины, дорогую
модную одежду. Вот и «горят» на работе,
рассуждая так: «Мы ОТДАЛИ ребёнка в школу –
пусть она его и воспитывает». А «чтобы
как-то убаюкать свою совесть, оправдать своё
безразличие к детям, взрослые заявляют: «Да
какие же это дети!? Они – взрослые, только
маленькие ещё, но такие же свободные, как и
все мы», - пишет Рогозянский.
Конечно, петербургский педагог ни в коем
случае не поддерживает позиций родительского
насилия над детьми. Он не за порку и не за
занудство. Он подробно объясняет почему,
если в школе и семье нет правильных
ориентиров, сознание ребёнка хаотизируется,
то есть делается больным. Да потому, что
ребёнок становится существом «без
комплексов», ничего не стесняющимся и то же
время словно выпущенным на утлой лодчонке в
открытый океан, где столько опасностей.
«И что, это гуманно? Откровенное насилие и
произвол! Дети таких прав и свобод
не
требуют
и
не
приемлют. Они
очень
долгое
время
тянутся
к взрослым,
им
нравится
делать
с ними
общие
дела,
подражать
в
поведении.
Но
современные
мамы
и папы
через
силу
их
от
себя
отстраняют,
тем
самым
как
бы
говоря: «
Нет уж,
ты
будь
лучше
свободным
и
равноправным,
иначе
ты
мне
никакой жизни
не
дашь».
То
же
самое
говорят
подчас
ребенку
и
учителя.
И тогда в
детях
появляется
страх. Невротический
страх.
Страх,
что
он, ребенок,
НЕ
защищен,
В
то
время как
самое
главное
чувство,
которое должны
вызывать
в
них
взрослые, это
чувство
защищенности.
Рогозянский
пишет,
что
в
детском
коллективе,
ученическом
или дворовом,
один
невоспитанный
ребенок,
не
боящийся
никого
и
ничего дикарь -
лидер,
может
свести
на
нет все
усилия
взрослых
воспитателей, что, собственно, и ощущают
сейчас школьные учителя. Такого чадушку
Рогозянский называет «маленькой дырочкой, в
которую может утечь всё»
Что же в этой ситуации делать, вопрошает
автор книги. «Конопатить дыры, устраивая
закрытое педагогическое пространство».
Воспитателей же автор называет
«удерживающими». Они должны не расширять
свободы детей, а становиться для них опорой.
Своеволие, способность «бодаться» со
взрослыми вовсе не делают ребёнка уверенным
в своих силах. В глубине души каждый ребёнок
понимает, какой он маленький и слабый, и
даже досадует на тех из нас, кто
переоценивает его возможности. Обычно дети,
вырастая, выражают благодарность тем
взрослым, которые не давали им распускаться
и хамить. Поэтому проблему девяностых годов,
что важнее для ребёнка – знание или
воспитание, надо решать: «Воспитание. Потому
что педагогически запущенный ребенок,
неуправляемый ребёнок учиться не будет. Не
сможет и не захочет». Об этом знал ещё
Аристотель. «Сначала воспитание, затем
навыки, а потом – мышление»,- говорил он.
Что же противопоставить страху, который
подчас вызывают в душе детей школа и наши
современные реалии? «Дисциплину любви»,
предлагает Рогозянский. « Необходимо нечто
большее, чем разовые внушения: «Не трогай,
нельзя!» В воспитании всё определяет вовсе
не порыв. Будучи рядом с детьми, невозможно
остановиться и передохнуть, хотя бы на
минуточку перестать быть родителем.
Но и любящих
родителей
подстерегают
ловушки,
предупреждает Андрей
Рогозянский.
Честолюбие
и тщеславие
взрослых
требует
скорых
результатов
и
ярко
выраженной ребяческой
благодарности
за
заботу.
В
результате
и
у
любвеобильных вроде
бы
родителей дети
могут
заработать
невроз.
Оттого
что
не
поспевают
меняться
к
лучшему.
Оттого что
не
могут
дотянуться
до
той
высокой
планки,
которую
ставят
перед ним
взрослые.
Несколько
неудач -
и дети
уже
не
хотят
пытаться
учиться лучше
и
не
доверяют
взрослым, боятся
их
осуждения
и
сторонятся
их. Иначе
говоря,
воспитание
любовью вовсе
не
означает
ни
мягкотелости, ни
восторженной
порывистой
сентиментальности.
Воспитание -
не
ряд компаний,
а
сама
жизнь
с
детьми, когда
взрослый
воспитывает
словом, подкрепленным
собственным
примером.
Автор
книги
считает,
что
педагогика
должна
быть
ступенчатой.
Каждому
возрастному
периоду -
свою информацию.
Шести -
семилетние дети,
например,
эгоцентрики. «
Моя мама,
мой
дом,
моя
игрушка». И
в
этом
возрасте
максимальной близости
с
родителями
и
домом
ребенку
лучше
быть
в
семье,
меньше ездить
по
кружкам
и
гостям.
Идет четкое
сканирование
родительского поведения
и
бессознательное
подражание
ему.
Период «второго детства»
(10- 11
лет)
известный
христианский
педагог
Василий
Зеньковский
назвал «прохождением
через
Ветхий
завет»
Тут
имеет
место
логическое педантичное
следование
ребенком «можно»
и
«нельзя»
взрослых.
Но
именно
в
этом
возрасте
сердце
молчит.
Поэтому
задача
учителя
и
родителей -
напоить
его
возвышенными устремлениями
к
нравственному. Надо
лишь
учитывать,
что
ребенок может
следовать
этому
и
напоказ, лицемерно.
Отрочество
до
шестнадцати
лет - развитие
сферы
пола.
Именно
сейчас
дети
могут
впасть
или
в
аутизм ( болезненное
желание
одиночества и
боязнь
сверстников),
которых
они не
любят,
или
в
суетное
и
бездарное мельтешение,
тусование.
Именно
на этом
этапе всё
школьное,
дворовое, кружковое
важнее
семейного.
Но
и тогда
важна
направляющая
роль взрослого,
который
привьет
ребенку мечтательность
и
укажет
пути
достижения
романтической
цели.
Зеньковский
говорил,
что
мечтательность -
ключ
к
отрочеству.Но
взрослые
нужны
и
юности. После
шестнадцати,
когда
родители и учителя, стараясь
сохранить
в
молодых
людях высоту
устремлений,
направляют
их силы
в
русло
реальной
жизни,
социальной
деятельности
и
к
творчеству.
«Дисциплина
любви» -
в постоянной
помощи
нашим
детям. Она
вытесняет
мерзость
запустения
из
их
душ,
изгоняет
неврозы
из детской
жизни.
По материалам «Учительской газеты».
|