|
|
Лечите…
невоспитанность!
Известный детский психиатр,профессор Галина
Козловская,выступавшая на съезде,считает,что одна из причин
близившейся невротической эпидемии заложена на генетическом
уровне ребенка.И что это результат отхода от традиционных
основ воспитания.Не советских,а еще более
ранних,дореволюционных,которыми россияне жили
столетиями.Ребенок этого не знает,но знает его психика!
Помню: в
начале 90-ых мы,журналисты и учителя,дружно ратовали за
либеральную педагогику,один из принципов которой-свободное
воспитание детей.И вот спустя десять лет автор книги «Хочу
или надо? О свободе и дисциплине при воспитании
детей»педагог А.Рогозянский анализарует ее итоги. «…Мы
заглядываем в лица нашим детям и вместо света и радости
видим там…отчуждение и пустоту». Но почему? Оказывается,в
воспитании всегда должны быть «рамки».Ребенок обязан
помнить,что ему не все позволено.В противном случае он либо
шалит: например,во время школьного завтрака плюет в чай
товарищам,смеха ради выбрасывает их бутерброды в урну,либо
еще хуже.
«Вопрос
о свободе дисциплине,-пишет А.Рогозянский,-решается
педагогикой уже несколько столетий подряд.С.Коменского и
«Эмиля»Руссо.Но,увы,ни свободней,ни дисциплинированней от
этого человечество не стало».Напротив,одни детки строятся
сегодня в тоталитарных сетках в колонны,другие вслед за
Альбертом Камю с суицидальным отчаянием вопрошают: «А стоит
ли вообще жить?!»
Интересные выводы делает автор книги:свобода
воспитания,которую мы с гордостью называем «раскрепощение
детской личности»,самим детям стала в тягость!Потому что она
уничтожила правила,традиции,без которых не может быть
культуры и,следовательно,психически здорового
общества.Почему ребенка «кидает»из стороны в сторону, почему
он не спокоен, почему бесится,почему то и дело противоречит
сам себе?Он не знает сегодня элементарного: что зло,а что
добро,что справедливо,а что нет.Одна из традиций русского
народа,например,была на протяжении тысячи лет: родители и
учителя-не ровня,а авторитет для рбенка!Собственно,это и
были те люди,которые,наряду со священниками,с самого
рождения детей объясняли им, что такое зло,а что –добро,что
делать можно,а что-нет.И советская педагогика многое взяла
от традиционной.
Но вот
уже почти десять лет многие школы воспитанием детей
практически не занимаются.И объяснимо: учитель итак
перегружен преподаванием предметов.Та неужели это привело к
росту неврозов в школе?! И это тоже.И полная занятость пап и
мам на работе в том числе.Недавно одна зауч по
воспитательной работе жаловалась мне:сформировалась
родительская философия-когда на все притензии школы папы и
мамы уверенно отвечают: «Скажите нам лучше спасибо за то,
что мы еще работаем и наши дети не побираются!» А ведь по
сути,это сознательный отказ родителей от самой функции
воспитания! И вот «чтобы хоть как-то оправдать свое
безразличие к детям,современность….убаюкивает себя. «Да
какие же это дети?! Они-взрослые,только маленькие еще.Такие
же свободные,равноправные,как и все мы…»,-пишет Рогозянский.
Конечно,петербургский педагог ни в коем случае не
поддерживает позиций родительского насилия над детьми.Он не
за порку и не за занудство.Он подробно объясняет:
почему,если нет в школе и в семье
правильных,авторитетно,сверху данных ориентиров,сознание
ребенка хаотизируется,то есть делается больным.Да потому,что
ребенок становится существом «без комплексов»,ничего не
стесняющимся и в то же время словно выпущенным на утлой
лодочке в открытый океан,где полно опасностей. «И что, это
гуманность? Откровеннейшее насилие и произвол! Дети таких
прав и свобод не требуют и не приемлют.Они очень долгое
время тянутся к взрослым,им нравится делать с ними общие
дела,подражать в поведении…Но современные мамы и папы через
силу их от себя отстраняют,тем самым как бы говоря: «Нет
уж,будь лучше свободным и равноправным,иначе ты мне никакой
жизни не дашь.» То же самое говорят подчас ребенку и
учителя.
И тогда
в детях появляется страх.Невротический страх.Страх,что он
ребенок и НЕ защищен.В то время как самое главное
чувство,которое должны вызывать в них взрослые,-это чувство
защищенности.
Рагозянский пишет,что в детском коллективе,ученическом или
дворовом,один невоспитанный ребенок,небоящийся никого и
ничего,дикарь-лидер,может свести на нет все усилия взрослых
воспитателей.Такого чадушку Рогозянский называет «маленькой
дырочкой,в которую может утечь все».Что же в этой ситуации
делать,вопрошает автор книги. «Конопатить дыры», «устраивая
закрытое педагогическое пространство».Воспитателей же автор
книги называет «удерживающими».Вот их функция в современных
условиях.Не расширять свободы детей,а становиться опорой
для них.
Своеволие,способность «бодаться» со взрослыми вовсе не
делают ребенка уверенным в своих силах.В глубине души каждый
ребенок понимает,какой он маленький и слабый,и даже досадует
на тех из нас,кто переоценивает его возможности.Обычно
дети,вырастая,выражают благодарность тем педагогам,которые
не давали им распускаться и хамить.Поэтому вопрос педагогики
90-ых,что важнее для ребенка-занятия или воспитание,надо
решать: «Воспитание.Потому что педагогически
запущенный,неуправляемый ребенок учиться не будет.Не сможет
и не захочет.Невоспитанный ребенок-это больной ребенок!»
Что же
противопоставить страху,который подчас вызывают в душе детей
школа и наши современные реалии? «Дисциплину любви»,предлугает
Рогозянский. «…Необходимо нечто большее чем разовые
дидактические внушения: «Не трогай!», «Нельзя!».В педагогике
все определяет вовсе не порыв.Будучи рядом с детьми,возможно
остановиться и передохнуть,хотя бы на минуточку перестать
быть родителем или наставником».Это принцип взаимопитающих
сосудов.
Но и
любящих воспитателей подстерегают ловушки,предупреждает
Андрей Рогозянский.Честолюбие и тщеславие взрослых требует
скорых результатов и ярко выраженной ребяческой
благодарности за заботу.В результате и любвеобильных вроде
бы педагогов дети могут заработать невроз. Оттого , что не
поспевают меняться к лучшему. Оттого, что не могут
дотянуться до той высокой планки, которую ставят перед ними
взрослые. Несколько неудач, и дети уже не хотят пытаться
учится лучше и недоверяют взрослым, боятся их осуждения и
сторонятся их. Иначе говоря, воспитание любовью вовсе не
означает мягкотелости, ни восторженной порывистой
сентементальности. Воспитание- не ряд компаний. А сама жизнь
с детьми, когда педагог воспитывает словом, подкрепленным
собственным примером. Ибо дети не могут быть лучше и
здоровее нас. А вот хуже и болезненнее быть могут.
А вот
автор книги считает, что педагогика должна быть ступенчатой.
Каждому возрастному периоду – свою информацию.
Шести-семилетние дети, например, эгоцентрики. « Моя мама», «
Мой дом», «моя игрущка». И в этом возрасте максимальной
близости с родителями и домом ребенку лучше быть в семье,
меньше ездить по кружкам и гостям. Идет четкое сканироване
родительского поведения и бессознательное подражание ему.
Период
«второго детства»- 10-11 лет – известный христианский
педагог Василий Зеньковский назвал «прохождением через
Ветхий завет». Тут имеет место логическое, педантичное
следование ребенком «можно» и «нельзя»педагога. Но именно в
этом возрасте сердце молчит. Поэтому задача учителя и
родителей напоить его возвышенными устремлениями к
нравственному. Надо лишь учитывыть, что ребенок может
следовать этому напоказ, лицемерно.
Отрочество, до шестнадцати лет,- развите сферы пола. Именно
сейчас дети могут впасть в аутизм, болезненное желание
одиночества и боязнь сверстников, которых они не любят, или
в суетное и бездарное мельтешение, тусование. Именно на этом
этапе школьное, дворовое, кружковое важнее семейного. Но и
тогда важнанаправляющая роль педагога, который привьет
ребенка мечтательность – ключ к отрочеству.
Но
взрослые нужны и в юности. После шестнадцати, когда
педагоги, стараясь сохранить в молодых людях высоту
устремлений, направляют их силы в русло реальной жизни:
социальной деятельности и к творчеству.
Вот она
«дисциплина любви» - в постоянной помощи нашим детям. Она
вытесняет «мерзость запустеня» из их душ, изгоняет нервозы
из детской жизни …
|
|
|
|