Информация родителям по общим
и специальным вопросам о детях с синдромом повышенной
двигательной активности.
Как общаться с ребенком, чтобы он вас лучше
слушал и был внимательнее.
Если человек
занят делом по собственному выбору,вряд ли ему
понравится,если кто-то будет вмешиваться.Маленькому ребенку
особенно трудно прекратить игру,чтобы заняться делом,которое
ему,может быть,вовсе не хочется делать(например, «Иди к
столу» или «Собери свои игрушки»).Вам часто трудно сделать
так,чтобы ребенок услышал,что вы говорите и о чем
просите.Следующие советы и стратегии помогут вашему ребенку
слушать и быть внимательнее.
-Добейтесь внимания своего ребенка прежде,чем давать ему
какие то указания.Это означает-лицом к лицу и контакт
глаз.Не ожидайте,что ваш ребенок обратит на вас
внимание,когда вы командуете с другого конца дома.
-Возможно вам следует подойти и мягко прикоснуться к
ребенку,чтобы привлечь его внимание и посмотреть ему в
глаза,прежде чем давать указания.
-Если
ребенок очень сосредоточен на просмотре
телевизора,возможно,придется выключить телевизор,а уже потом
пытаться давать задания или указания.
-Указания должны быть ясными,короткими и по делу.
-Взрослые часто говорят слишком много,когда дают ребенку
задания.Обозначте,чего вы хотите от ребенка,как можно
короче( «Пожалуйста,надень ботинки сейчас»).
-Давая
указания,говорите,когда только возможно,что ребенок должен
делать,а не чего не должен.Лучше сказать «сядь на диван»,
«дома мы ходим спокойно» вместо «не бегай по дому».
-Как
только вы добились от ребенка внимания и дали
указания,ничего больше не говорите.Опять-таки,взрослые
обычно продолжают говорить и не оставляют ребенку шанса
взяться за выполнение задания.
-Еще
одна стратегия-дать указание и попросить ребенка повторить
или пересказать,что он должен сделать.(Так проверяется,понял
ли он задание).Затем подождите и посмотрите,как он начнет
делать то,чего вы просите.
-Давайте указания в форме утверждений,а не вопросов.Говорите
«Выключаем свет через 10 минут».А не «Ты уже готов выключить
свет?»
-Маленькие дети не запоминают больше двух-трех вещей
сразу.Многие могут следовать только указаниям,требующим
одного шага.Так что разбивайте задание на небольшие стадии.
-Сделайте наглядное расписание повседневных занятий для
ребенка.Хороший способ-рисовать картинки(или вырезать и
вешать) в таблице,которую надо повесить в хорошо видном и
удобном месте,где ребенок может до нее дотянуться и
рассмотреть.На этой таблице должна изображаться
последовательность утренних дел/занятий(или вечерних
дел/занятий).Например,в верхней части таблицы можно
изобразить одежду(указание на необходимость одеться).В
следующей-рисунок миски с хлопьями или другой еды,обычно для
завтрака(указание на необходимость позавтракать).Затем-картинка
с зубной щеткой и расческой(умыться,причесаться).Когда
ребенок выполняет дела,он может втыкать булавку в
соответствующую картинку,передвигаясь от одной к другой.
-Часто
хвалите ребенка,положительно реагируйте,когда он выполняет
указания или действительно пытается это
сделать.Поблагодарите за то,что он с вами сотрудничает.
-Подумайте,достаточно
ли хорошо структурировано задание и не нужна ли ребенку
помощь,чтобы с ним справиться.И помните: один шаг за один
раз!
-Маленькие дети хорошо реагируют на превращение заданий в
игры. Например, «давай посмотрим,успеем ли мы собрать все
кубики в эту корзину,когда я досчитаю до десяти»(или «к
концу песенки»).Если мы хотим,чтобы дети научились хорошо
слушать,мы должны сами в этом практиковаться и подавать им
пример того,как ведет себя хороший слушатель.Способность
слушать (учителя,одноклассников и т.д.)-важная часть
обучения в школе и фундаментальный навык готовности к
нему.Вы можете подавать хороший пример ребенку,делая вот
что:
-Будьте
терпеливы,когда ребенок с трудом пытается высказаться.Дайте
ребенку шанс облегчить свои мысли и слова.Постарайтесь не
заканчивать за ребенка предложения в попытке поскорее
понять,что он хочет сказать.
-Хороший слушатель показывает свою
заинтересованность,удерживая контакт глаз,реагируя на то,что
человек говорит, «слушая активно»(например,задавая
вопросы,перефразируя слова говорящего,делая относящиеся к
смыслу его речи замечания).
|