Арифметика карманных
расходов
Купи
себе что хочешь!
Какой бы
ни была подаренная сумма, она все ровно будет потрачена
на пустяки.
Социологи утверждают: практически все родители выдают
своим детям карманные деньги. Хотя большинство из них
относятся к «детским»деньгам крайне противоречиво.
Аргументов «за» не много:
-ребенок
не должен чувствовать себя ущемленным, ведь у всех
вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата,
одноклассников.
-должен
учиться самостоятельно и ответственно тратить,
рассчитывать свой бюджет;
А если
ему не давать карманных денег, он начнет завидовать
другим детям и переоценивать власть денег.
Аргументов «против» у родителей побольше:
-деньги
ребенку давать нецелесообразно: он еще не умеет тратить;
-если
слишком много внимания уделять деньгам, он вырастет
жадным;
-а если
снабжать его деньгами регулярно, станет капризным,
избалованным, не научится сдерживать свои желания;
-деньги
ребенка портят;
-не
зарабатывает сам, значит, не знает цены деньгам, не
сможет уберечь то, что достается даром.
-носить
с собой деньги сейчас опасно: отнимут, побьют- зачем
лишние проблемы…
Но с такими диаметрально противоположными мнениями
взрослые умудряются поступать одинаково. В подарок от
родителей и родственников «часто»получают деньги 40%
младшеклассников, «иногда»-7%, «почти никогда»-20%.
Обнаружилась неожиданная закономерность: дети из
малообеспеченных семей чаще становятся обладателями
довольно крупных сумм денег, которые им дарит кто-нибудь
из родственников.
К
карманным деньгам ребенка в семьях скорее как к
неизбежности или как к награде(поощрению за хорошую
учебу или помощь по дому).
На
самом деле, как считают специалисты, «детские»деньги
необходимы для очень важной цели- научить ребенка
управлять деньгами. Чего зачастую не случается. Детские
суммы изначально рассматриваются родителями как
потерянные для семейного бюджета. Все покупки для детей
родители все равно совершают сами, а те привыкают, что
карманные деньги существуют исключительно для того,
чтобы тратить их в свое удовольствие.
Как
бы ни возрастала сумма, она все ровно транжирится на
«жвачку»,а со временем –на «киношку» и «кафешку». Когда
же надо купить учебник и починить ботинки, ребенок
обращается за нужной суммой к родителям. Воспользоваться
своими карманными деньгами ему и в голову не приходит.
Родителями, кстати, тоже. Они оплачивают и новый
учебник, и починку, как бы подтверждая, что карманные
деньги не для серьезных дел и выдаются специально на
пустяки.
Между тем карманные деньги-это не только личный бюджет
младшего члена семьи, но и одновременно часто общего
семейного бюджета. Их наличие создает для ребенка
возможность самостоятельно принимать решения о
необходимости той или иной покупки. А размер суммы учит
определять, что ему нужно в первую очередь, что во
вторую, а на что придется накопить.
С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие
расходы?
Тут две точки зрения: или тогда, когда он научится их
считать, или как только он пойдет в школу. Хотя эти два
момента в жизни ребенка нередко совпадают. Как
определить, можно ли уже давать ребенку какую то сумму,
чтобы он тратил ее по своему усмотрению? Просите ребенка
время от времени ходить в магазин. Посмотрите, не
забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные
деньги, чтобы хватило на порученные покупки. Если
сочтете, что он еще не готов к самостоятельным тратам,
обязательно объясните, почему отказываете, подскажите,
чему он должен научиться, чтобы получить собственные
средства.
Возможности ненавязчиво проследить, куда исчезают
выданные деньги. У внимательных родителей есть.
Требовать же полных финансовых отчетов не стоит,
особенно от подростков. Вмешиваться необходимо только
если вы уверены, что деньги тратятся на опасные цели
(сигареты, выпивку и т.п.).
Как
быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не
хочет говорить на что? В родительскую голову
закладываются самые страшные подозрения. А для
подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это
может быть вопросом жизни и смерти. Психологи считают,
что лучше дать, а потом разбираться, чем отказать и
потом мучиться, что не поддержали ребенка в трудной
ситуации.
Как
часто их выдавать?
Дети, в отличии от взрослых, по-другому воспринимают
время. Календарный месяц представляется им столь
значительным сроком, что планировать свои траты как
надолго они не в силах. Выдавать младшекласснику
карманные деньги сразу на весь месяц не стоит. Он
наверняка не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее
всего потратит всю сумму в первые же несколько дней.
Поэтому лучше поступать так: чем младше ребенок, тем
чаще выдачи. Распланировать свои траты, например, на
неделю младший школьник в состоянии. Старшим подросткам
уже можно выдавать карманные деньги раз в месяц или два
месяца- пусть осознают, что такое личный бюджет. В любом
случае выдавать карманные деньги нужно регулярно и
своевременно. Если родители забывают, опаздывают,
переносят сроки без уважительных причин, то и у ребенка
вольно или не вольно закрепляется финансовая
необязательность.
Сколько?
Это
определяется реальными семейными возможностями и здравым
смыслом. Сумма должна зависеть от финансового положения
семьи и от возраста ребенка. Но даже если возможности
родителей широки, все ровно начинать нужно с малых сумм.
И хорошенько обдумать, какие деньги ребенок сможет
разумно потратить в соответствии со своим возрастом.
Посоветоваться с ребенком, вместе все рассчитать.
Запросы и нужды детей растут вместе с ними, поэтому
растут и карманные поступления. Одновременно с их
увеличением нужно обговорить с подростком, какие из
необходимых трат он должен оплачивать из собственных
средств. Подростку уже пора усвоить, что часть расходов,
которые раньше несли родители, ему придется теперь
покрывать из своих карманных денег: на проездной билет,
школьные завтраки, книги, обслуживание компьютера и
мобильного телефона…
И не
стоит сокрушаться, если по каким-то причинам вы вдруг
вынуждены сократить его карманные средства. Просто
объясните, в чем причина, договоритесь о сроках. И если
уж обещали- выполните свое обещание.
Как выдавать?
По
мнению специалистов, есть всего четыре системы «выдавания»
денег детям:
-в любое
время по его прихоти;
-исключительно как поощрение за какие-то заслуги или
работу по дому;
-регулярно в определенном объеме, без всяких условий и
оговорок;
-так же
регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.
Какой вариант оптимальный, догадаться не трудно. Ну что
значит «с условием»? Оговаривается, на какие расходы,
предназначаются эти деньги (завтраки, оплата кружка,
сладости, развлечения). И родители обещают, что не будут
лишать ребенка карманных денег из-за поступков, но
взамен потребуют выполнения определенных обязанностей.
Надо ли контролировать расходы ребенка?
Если
родители жестоко устанавливают, что именно и когда
ребенку можно или нельзя покупать на его личные
средства, смысл обладания карманными деньгами теряется.
Так ребенок никогда не научится ими распоряжаться. Голос
родителей при покупке какой-то достаточно дорогой вещи
должен быть исключительно рекомендательным. Все-таки это
деньги ребенка. А его финансовые неудачи-всего лишь
часть науки управления деньгами.
Что делать, если деньги у него закончились задолго до
срока?
Если
понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто
потеряны, не возмещать ему эту потерю, не добавлять к
карманной сумме «транжиры»дополнительные средства, чтобы
покрыть перерасход. Многие родители считают, что легче и
проще снова дать денег и закрыть вопрос. Но эта тактика
вредна. Безнаказанность растрат подведет ребенка к
мысли, что к родителям можно относиться как к страховой
компании, которая в случае чего всегда покроет
приключившиеся по его вине убытки и потери. Ребенок,
привыкнув безоглядно и нерасчетливо транжирить деньги и
легко получать от родителей новые суммы, может вырасти в
уверенности, что финансовая ответственность для него не
существует и в жизни вовсе не обязательна: всегда
кто-нибудь да выручит.
Если
ребенок потратил деньги не по назначению, надо дать ему
возможность исправить свою ошибку. Разобрать ситуацию
вместе с ним, проанализировать причины срыва, выявить
бестолковые траты, объяснить, как не допустить их
впредь. Но и оставлять ребенка без копейки в кармане
нельзя. Придется дать ему денег, а потом обязательно
вычесть из следующих выплат. Только как он сможет
приучиться к ответственности и освоить понятие долга и
кредита.
Можно ли наказывать деньгами?
Нет.
Карманные деньги не каприз, не награда, не поощрение, а
повседневная необходимость. Опыт показывает: лишение
карманных денег приводит к одному результату- дети
начинают ловчить и обманывать.
Как грамотно выстроить детский бюджет?
Попробуйте использовать современную методику «трех
фондов». Суть ее проста. Бюджет ребенка делиться на три
части. У каждой части своя цель и предназначение.
Повседневный карманный фонд. Он выделяется родителями с
установленной периодичностью. Используется для текущих
трат ребенка и находится в полном его управлении. Его,
конечно, можно быстро растранжирить на ерунду. Но тогда
придется ждать следующей «получки». А можно эти деньги
распределить так, чтобы хватило на повседневные нужды до
конца оговоренного срока (недели, месяца).А какую-то их
часть даже сэкономить и отложить. Воспитательное
значение этого фонда- дать ребенку возможность
почувствовать себя самостоятельным и независимым.
Проявить предусмотрительность, научиться анализировать
различные варианты расходования средств.
Текущий накопительный фонд. Он складывается из денежных
подарков, сэкономленных средств или заработанных денег.
Цель этого фонда- скопить средства на крупные текущие
покупки или подарки друзьям. Свобода распоряжаться таким
фондом несколько ограничена: владелец должен
советоваться с родителями перед покупкой. Воспитательное
значение фонда- укрепление семейной дисциплины, умение
планировать, тренировка выдержки и терпения.
Третий фонд рассчитан на длительные накопления. Его
источники те же, что и в текущем накопительном фонде. Но
решение о его расходовании принимается на семейном
совете. Его цель- собрать средства на крупные покупки.
Для длительных накоплений целесообразнее открыть в банке
текущий счет или поместить деньги на депозит. В
зависимости от возраста ребенка взаимодействовать с
банком нужно в его присутствии, с его активным участием.
Воспитательное значение этого фонда в том, чтобы обучить
ребенка навыкам равноправных семейных переговоров,
умению разбираться в системе вкладов, совершать какие-то
банковские операции. Например, обращаться с кредитной
картой, рассчитывать проценты с вклада.