М
О
У
 
С
О
Ш
 

5
К
и
р
ж
а
ч
line decor
 Официальный сайт МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области
line decor

 
 

Арифметика карманных расходов

Купи себе что хочешь!

Какой бы ни была подаренная сумма, она все ровно будет потрачена на пустяки.

Социологи утверждают: практически все родители выдают своим детям карманные деньги. Хотя большинство из них относятся к «детским»деньгам крайне противоречиво.

Аргументов «за» не много:

-ребенок не должен чувствовать себя ущемленным, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников.

-должен учиться самостоятельно и ответственно тратить, рассчитывать свой бюджет;

А если ему не давать карманных денег, он начнет завидовать другим детям и переоценивать власть денег.

Аргументов «против» у родителей побольше:

-деньги ребенку давать нецелесообразно: он еще не умеет тратить;

-если слишком много внимания уделять деньгам, он вырастет жадным;

-а если снабжать его деньгами регулярно, станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания;

-деньги ребенка портят;

-не зарабатывает сам, значит, не знает цены деньгам, не сможет уберечь то, что достается даром.

-носить с собой деньги сейчас опасно: отнимут, побьют- зачем лишние проблемы…

        Но с такими диаметрально противоположными мнениями взрослые умудряются поступать одинаково. В подарок от родителей и родственников «часто»получают деньги 40% младшеклассников, «иногда»-7%, «почти никогда»-20%.

       Обнаружилась неожиданная закономерность: дети из малообеспеченных семей чаще становятся обладателями довольно крупных сумм денег, которые им дарит кто-нибудь из родственников.

      К карманным деньгам ребенка в семьях скорее как к неизбежности или как к награде(поощрению за хорошую учебу или помощь по дому).

     На самом деле, как считают специалисты, «детские»деньги необходимы для очень важной цели- научить ребенка управлять деньгами. Чего зачастую не случается. Детские суммы изначально рассматриваются родителями как потерянные для семейного бюджета. Все покупки для детей родители все равно совершают сами, а те привыкают, что карманные деньги существуют исключительно для того, чтобы тратить их в свое удовольствие.

     Как бы ни возрастала сумма, она все ровно транжирится на «жвачку»,а со временем –на «киношку» и «кафешку». Когда же надо купить учебник и починить ботинки, ребенок обращается за нужной суммой к родителям. Воспользоваться своими карманными деньгами ему и в голову не приходит. Родителями, кстати, тоже. Они оплачивают и новый учебник, и починку, как бы подтверждая, что карманные деньги не для серьезных дел и выдаются специально на пустяки.

     Между тем карманные деньги-это не только личный бюджет младшего члена семьи, но и одновременно часто общего семейного бюджета. Их наличие создает для ребенка возможность самостоятельно принимать решения о необходимости той или иной покупки. А размер суммы учит определять, что ему нужно в первую очередь, что во вторую, а на что придется накопить.

     С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие расходы?

    Тут две точки зрения: или тогда, когда он научится их считать, или как только он пойдет в школу. Хотя эти два момента в жизни ребенка нередко совпадают. Как определить, можно ли уже давать ребенку какую то сумму, чтобы он тратил ее по своему усмотрению? Просите ребенка время от времени ходить в магазин. Посмотрите, не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки. Если сочтете, что он еще не готов к самостоятельным тратам, обязательно объясните, почему отказываете, подскажите, чему он должен научиться, чтобы получить собственные средства.

    Возможности ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные деньги. У внимательных родителей есть. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростков. Вмешиваться необходимо только если вы уверены, что деньги тратятся на опасные цели (сигареты, выпивку и т.п.).

    Как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить на что? В родительскую голову закладываются самые страшные подозрения. А для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти. Психологи считают, что лучше дать, а потом разбираться, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали ребенка в трудной ситуации.

      Как часто их выдавать?

    Дети, в отличии от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц представляется им столь значительным сроком, что планировать свои траты как надолго они не в силах. Выдавать младшекласснику карманные деньги сразу на весь месяц не стоит. Он наверняка не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего потратит всю сумму в первые же несколько дней. Поэтому лучше поступать так: чем младше ребенок, тем чаще выдачи. Распланировать свои траты, например, на неделю младший школьник в состоянии. Старшим подросткам уже можно выдавать карманные деньги раз в месяц или два месяца- пусть осознают, что такое личный бюджет. В любом случае выдавать карманные деньги нужно регулярно и своевременно. Если родители забывают, опаздывают, переносят сроки без уважительных причин, то и у ребенка вольно или не вольно закрепляется финансовая необязательность.

      Сколько? 

    Это определяется реальными семейными возможностями и здравым смыслом. Сумма должна зависеть от финансового положения семьи и от возраста ребенка. Но даже если возможности родителей широки, все ровно начинать нужно с малых сумм. И хорошенько обдумать, какие деньги ребенок сможет разумно потратить в соответствии со своим возрастом. Посоветоваться с ребенком, вместе все рассчитать. Запросы и нужды детей растут вместе с ними, поэтому растут и карманные поступления. Одновременно с их увеличением нужно обговорить с подростком, какие из необходимых трат он должен оплачивать из собственных средств. Подростку уже пора усвоить, что часть расходов, которые раньше несли родители, ему придется теперь покрывать из своих карманных денег: на проездной билет, школьные завтраки, книги, обслуживание компьютера и мобильного телефона…

    И не стоит сокрушаться, если по каким-то причинам вы вдруг вынуждены сократить его карманные средства. Просто объясните, в чем причина, договоритесь о сроках. И если уж обещали- выполните свое обещание.

      Как выдавать?

    По мнению специалистов, есть всего четыре системы «выдавания» денег детям:

-в любое время по его прихоти;

-исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;

-регулярно в определенном объеме, без всяких условий и оговорок;

-так же регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.

     Какой вариант оптимальный, догадаться не трудно. Ну что значит «с условием»? Оговаривается, на какие расходы, предназначаются эти деньги (завтраки, оплата кружка, сладости, развлечения). И родители обещают, что не будут лишать ребенка карманных денег из-за поступков, но взамен потребуют выполнения определенных обязанностей.

     Надо ли контролировать расходы ребенка?

    Если родители жестоко устанавливают, что именно и когда ребенку можно или нельзя покупать на его личные средства, смысл обладания карманными деньгами теряется. Так ребенок никогда не научится ими распоряжаться. Голос родителей при покупке какой-то достаточно дорогой вещи должен быть исключительно рекомендательным. Все-таки это деньги ребенка. А его финансовые неудачи-всего лишь часть науки управления деньгами.

      Что делать, если деньги у него закончились задолго до срока?

    Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему эту потерю, не добавлять к карманной сумме «транжиры»дополнительные средства, чтобы покрыть перерасход. Многие родители считают, что легче и проще снова дать денег и закрыть вопрос. Но эта тактика вредна. Безнаказанность растрат подведет ребенка к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае чего всегда покроет приключившиеся по его вине убытки и потери. Ребенок, привыкнув безоглядно и нерасчетливо транжирить деньги и легко получать от родителей новые суммы, может вырасти в уверенности, что финансовая ответственность для него не существует и в жизни вовсе не обязательна: всегда кто-нибудь да выручит.

    Если ребенок потратил деньги не по назначению, надо дать ему возможность исправить свою ошибку. Разобрать ситуацию вместе с ним, проанализировать причины срыва, выявить бестолковые траты, объяснить, как не допустить их впредь. Но и оставлять ребенка без копейки в кармане нельзя. Придется дать ему денег, а потом обязательно вычесть из следующих выплат. Только как он сможет приучиться к ответственности и освоить понятие долга и кредита.

     Можно ли наказывать деньгами?

   Нет. Карманные деньги не каприз, не награда, не поощрение, а повседневная необходимость. Опыт показывает: лишение карманных денег приводит к одному результату- дети начинают ловчить и обманывать.

     Как грамотно выстроить детский бюджет?

    Попробуйте использовать современную методику «трех фондов». Суть ее проста. Бюджет ребенка делиться на три части. У каждой части своя цель и предназначение.

    Повседневный карманный фонд. Он выделяется родителями с установленной периодичностью. Используется для текущих трат ребенка и находится в полном его управлении. Его, конечно, можно быстро растранжирить на ерунду. Но тогда придется ждать следующей «получки». А можно эти деньги распределить так, чтобы хватило на повседневные нужды до конца оговоренного срока (недели, месяца).А какую-то их часть даже сэкономить и отложить. Воспитательное значение этого фонда- дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным и независимым. Проявить  предусмотрительность, научиться анализировать различные варианты расходования средств.

     Текущий накопительный фонд. Он складывается из денежных подарков, сэкономленных средств или заработанных денег. Цель этого фонда- скопить средства на крупные текущие покупки или подарки друзьям. Свобода распоряжаться таким фондом несколько ограничена: владелец должен советоваться с родителями перед покупкой. Воспитательное значение фонда- укрепление семейной дисциплины, умение планировать, тренировка выдержки и терпения.

     Третий фонд рассчитан на длительные накопления. Его источники те же, что и в текущем накопительном фонде. Но решение о его расходовании принимается на семейном совете. Его цель- собрать средства на крупные покупки. Для длительных накоплений целесообразнее открыть в банке текущий счет или поместить деньги на депозит. В зависимости от возраста ребенка взаимодействовать с банком нужно в его присутствии, с его активным участием. Воспитательное значение этого фонда в том, чтобы обучить ребенка навыкам равноправных семейных переговоров, умению разбираться в системе вкладов, совершать какие-то банковские операции. Например, обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада.

 



 

 

 


 


 

 

 
 
           
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz