Двойки по русскому больше не будет
В ваш класс пришел психолог. Вам бы радоваться - совет дельный даст, да и психологические услуги на стороне нынче слишком дороги. Но вам не до радости. «Дисграфия» - таков приговор. Ну вот и дожили, теперь учительница будет не просто упрекать вашего первоклассника за лень и отсутствие старания, но еще и причислит его к разряду не таких как все. Что же такое эта страшная дисграфия и с чем ее едят?
Дисграфия - это затруднения при написании слов, пропуски и перестановки букв, оборванные окончания, «странное» написание. Причин у дисграфии может быть много. Самая распространенная — это низкий уровень развития фонематического слуха. Ребенок не различает некоторых звуков, причем не только гласных, но и согласных. А так как дети первого-второго класса пишут как слышат, то и получаются жуткие ошибки, которые принимаются за описки, то есть невнимательность. Часто дети с неразвитым фонематическим слухом сами неправильно произносят многие звуки. Эти проблемы помогает устранить логопед. Три-четыре месяца занятий — и количество описок сократится в пять раз.
Если у ребенка чистая речь, а он все равно делает описки и пропускает буквы, во всем виновато внимание. Недостаточная его устойчивость и концентрация — причина плохой успеваемости по русскому языку. Чаще всего невнимательность проявляется при списывании с доски или из учебника, при этом диктант дается ребенку относительно легко.
- Напишите на листе бумаги десять бессмысленных слов, состоящих только из согласных букв (ктмц, мврглгк и т.д.). Ребенок должен переписать слова за минуту. Чем меньше ошибок — тем больше призов. Усложняйте задание, подключая зрительную память: покажите лист и уберите его. Ребенок по памяти запишет слова. Великолепное упражнение для формирования внимания при списывании текста.
- Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождайте негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить содержание текста и посчитать количество ударов. Можно предложить ребенку рисовать кружки и одновременно считать удары или хлопки. Эти упражнения полезны для улучшения распределения внимания — ребенок сможет грамотно писать и слушать, что говорит учитель.
- Для концентрации и устойчивости внимания лучше всего использовать всевозможные «лабиринты» и «путаницы»(«помоги поросенку найти свой домик» и т.п.). Если ребенок каждый день будет «распутывать» такие головоломки, его внимание окрепнет и он научится в течение длительного времени выполнять требующую сосредоточенности работу.
Очень часто проблемы с письмом возникают у детей-левшей. Учителя жалуются на сниженный темп работы и неустойчивость внимания. Известно, что развитие правой руки напрямую связано с формированием речи у маленьких детей. Когда левша начинает писать, правая рука оказывается совсем заброшенной. При этом страдает устная речь, может появиться косноязычие при пересказе. Поэтому рекомендуется давать ребенку нагрузку на обе руки и, соответственно, на два полушария головного мозга сразу. Дайте ребенку лист бумаги и попросите левой рукой (ведущей) рисовать треугольники, а правой - круги. Добивайтесь тренировкой, чтобы треугольников и кругов было одинаковое количество. Будете тренироваться постоянно - получите красивый почерк, высокий темп работы и грамотную речь.
Юлия ГУРЕВИЧ
|