М
О
У
 
С
О
Ш
 

5
К
и
р
ж
а
ч
line decor
 Официальный сайт МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области
line decor

 
 
Концепция развития школы

Утверждено приказом от18.02.2011 №20

ШКОЛА СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Концепция развития школы на период с 2009-2014 годы

При формировании Концепции будущего нашей школы на период с 2009-2014 годы мы исходили из необходимости реализации Государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2008-2012 гг. (Программа разработана по поручению Президента РФ от 17.03.08г. № ПР-427 п.3, Поручения Правительства РФ от 22.03.08г. № ВЗ-П45-1745, п3), Президентской инициативы "Наша новая школа" от 05.11.08г., Стратегии развития образования до 2020г., определенной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. (Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р) и важности удовлетворения запросов основных участников образовательного процесса - обучающихся, их родителей и педагогов.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям опережающего развития инновационной экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагается в решении следующих приоритетных задач:

  • создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей;
  • создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающей их социализацию;
  • создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
  • создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации;
  • создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
  • обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода (введение образовательных стандартов нового поколения, освоение новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских);
  • развитие вариативности образовательных программ (расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения).

Основной акцент в образовательной политике на ближайшие годы Президент РФ делает на "формировании нового поколения профессиональных кадров", в котором "школьное образование является решающим как для индивидуального успеха каждого человека, так и для долгосрочного развития страны в целом". Поэтому, формулируя основную идею школы, мы исходим из того, что современное общество нуждается в особом типе личности - личности, которая не просто приспосабливается или адаптируется к существующей реальности, а стремится к достижению успеха, проявляя активность, инициативность и ответственность к изменению объективного положения вещей не только в частной, но и в социальной жизни. Она стремится быть субъектом своей жизни, обеспечивая тем самым личностный и социальный прогресс.

Ведущей идей, которая реализуется в нашей школе, является идея создания такого образовательного пространства, которое позволит создать ситуацию успеха каждому обучающемуся, обеспечить его личностный рост и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.

Изучая философию успеха, мы выяснили, что еще Аристотель начал поиск источников этого стремления. Мы интерпретируем фундаментальные открытия Аристотеля в свете базовых компетентностей современного человека:

  • основополагающим элементом успеха является здоровье (способность и готовность вести здоровый образ жизни);
  • составляющей частью успеха являются позитивные отношения с окружающими (умение жить в поликультурном обществе, быть толерантным, умение вступать в контакты с окружающими, а затем поддерживать их);
  • важно, чтобы дело, которому себя посвящаешь, было нужным для других людей (видеть смысл в своей деятельности);
  • финансовая независимость (конкурентоспособность);
  • необходимость личностного развития (готовность к самообразованию, осуществлении собственной образовательной траектории на протяжении всей жизни).

Создание условий достижения успеха возможно только в сфере психологического комфорта, доверия и сотрудничества. В основе психологии формирования личности ребенка П.П. Блонский видит влияние среды, в которой он живет. По его модели - "Ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно создает стимулов к овладению сложными культурными средствами".

К принципам образовательной политики, в контексте определения ведущей идеи развития школы, относятся:

  • принцип гуманизации образования, который является основополагающим принципом педагогической деятельности, предусматривающим ориентацию всех компонентов педагогического процесса на развитие обучающегося;
  • принцип развивающего обучения, означающий, что учебный процесс в школе:
    • ориентируется на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению его развития;
    • предполагает отказ от преимущественного использования репродуктивных методик обучения;
  • принцип индивидуального обучения, который предполагает всесторонний учет уровня развития и способностей каждого ученика, ориентацию на формирование и поддержание высокой учебной мотивации и стимулирование познавательных интересов школьников;
  • принцип дифференциации обучения, предусматривающий наличие в школе системы элективных и факультативных курсов по всем отраслям знаний, необходимых школьникам;
  • принцип гуманитаризации образования, реализация которого способствует:
    • формированию у школьников многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития человечества;
    • созданию условий для развития у обучающихся внутренней потребности самосовершенствования и реализации своих творческих возможностей;
  • принцип целостности образования, предполагающий:
    • сбалансированность естественно-научной и социально-гуманитарной областей знаний в содержании образования;
    • адекватность используемых педагогических технологий содержанию и задачам обучения.

В основу концепции нашей школы на 2009-2012гг. положены концепция личностно-ориентированного образования и воспитания Л.Б.Бондаревской, технология личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской, исследования психологии успеха А.Маслоу, К.Роджерса, А.Адлера, в отечественной психологии - А.Е. Чириковой, А.П. Корнилова, С.К. Рощина и др., которые реализуются в модели школы "Сотрудничества и успеха", способной, по нашему мнению, удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса.

Данная модель имеет следующую структуру:

Дошкольный этап - предшкольное образование;

I ступень - начальное общее образование;

П ступень - среднее общее образование;

Ш ступень - среднее (полное) общее образование.

Предшкольное образование

Предшкольное образование (4-6 лет) осуществляется на базе негосударственного дошкольного образовательного учреждения школы раннего развития "Почемучка", обеспечивающей достаточно широкий охват детей услугами дошкольного образования, направленных на развитие базовых способностей детей: обучение счету, психологии общения, интегрированным предметам - развитие речи и творческого воображения, чтение и развитие фонематического слуха, графика и моторика. Данный этап обеспечивает не только высокую готовность детей к школьному обучению, но и их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев асоциального поведения, способствует преемственности между школой и дошкольным учреждением. По окончанию обучения родители имеют право выбора образовательной программы на I ступени обучения, а школа - возможность, реально оценив уровень психологической зрелости ребенка и его готовности к обучению, дать соответствующие рекомендации.

Начальное общее образование

На I ступени обучения педагогический коллектив начальной школы призван:

  • сформировать у детей желание и умение учиться;
  • гуманизировать отношения между учащимися, учителями и родителями;
  • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
  • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации к учению;
  • формировать прочную базисную общеобразовательную подготовку младших школьников путем введения специальных общеразвивающих программ таких , как: информатика в играх и задачах, риторика, творческая мастерская, логика, библиотечный часы, ритмика, часы здоровья, экология, эстетика (хоровое пение).

Реализуются развивающая программа по системе Л.В. Ванкова, традиционная по УМК "Гармония", "Перспективная школа".

Дальнейшее развитие педагогической системы I ступени предполагает:

1.      использование цифровых и электронных систем мониторинга качества начального образования, уровня развития младших школьников;

2.      внедрение новых учебно-методических комплексов для учителей и обучающихся, направленных на формирование универсальных учебных действий;

3.      использование технологии разноуровневого обучения (внутриклассной дифференциации);

4.      обучение младших школьников элементарным приемам исследовательской деятельности и осуществление совместных с родителями учебных проектов в рамках общешкольных.

Основное общее образование

На II ступени обучения педагогический коллектив основной школы стремится:

  • продолжить формирование познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных навыков на основе все большей самостоятельной работы;
  • заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени;
  • создать условия для самовыражения обучающихся в различных видах познавательной деятельности в урочной и внеклассной работе.
  • поэтапно формировать исследовательскую культуру школьников, а именно:
  • мыслительные умения и навыки: анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;
  • умение работать с книгой и другими источниками информации;
  • умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Для решения этих задач планируем:

1.      использовать технологии, имеющие личностно-ориентированый характер (технологии проблемного обучения, уровневой дифференциации, критического мышления, метод проектов, информационно-коммуникационные и др.);

2.      расширить сеть факультативов, призванных углубить знания по дисциплинам социально-гуманитарного, естественно-научного, математического циклов;

3.      расширить количество предпрофильных курсов, ориентированных не только на углубленное изучение содержания базовых учебных предметов, но и предпрофессиональную подготовку.

4.      продолжать развитие у обучающихся самостоятельности мышления и способности к самообучению и саморазвитию. Это предопределяет необходимость формирования ключевых компетенций с учетом специфики всех учебных предметов.

Среднее (полное) общее образование

Образование на III ступени обучения ориентировано на:

  • продолжение развития у старшеклассников самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания;
  • максимальное раскрытие и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • формирование у старших школьников психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению;
  • обеспечение общекультурного развития обучающихся.

С учетом этого разработаны образовательные программы для учащихся 10-х и 11-х классов, которые позволяют максимально учесть интересы старшеклассников. В соответствии с федеральной концепцией профильного обучения содержание образования на Ш ступени реализует задачи предвузовской подготовки обучающихся на основе профильной дифференциации (классы физико-математического и филологического профиля). Совокупность базовых и профильных предметов определяет состав федерального компонента учебного плана. Региональный компонент и компонент образовательного учреждения определяется набором учебных дисциплин и элективных курсов, отвечающих запросам обучающихся и их родителей, и направлены на углубленное изучение отдельных предметов. Особенностью содержания образования на Ш ступени является введение второго иностранного языка (французского) в гуманитарном классе. Зачисление в профильные классы осуществляется по результатам итоговой аттестации основной школы. Поступая в данные классы, учащиеся добровольно берут на себя определенные обязательства, связанные с фиксированными результатами обучения.

Профильное обучение на III ступени позволяет:

1.      создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

2.      расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;

3.      установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

В целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей школьников, помимо профильных, формируется также класс универсального обучения.

В основе концепции школы лежит гуманистическая личностно-ориентированная воспитательная система, ориентированная на реализацию ряда приоритетных направлений:

  • формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью и организации работы валеологической службы, направленной на пропаганду здорового образа жизни и правильного питания, обновление спортивно-оздоровительной работы с детьми, диагностики и коррекции состояния их здоровья;
  • социализация детей и подростков на основе педагогического сотрудничества обучающихся, учителей и родителей в системе ученического самоуправления, расширения межведомственных связей с учреждениями дополнительного образования города и развития системы дополнительного образования детей непосредственно в школе.

Структура управления школой

Структура внутреннего управления в настоящее время состоит из следующих звеньев организующих жизнедеятельность школы, обеспечивающая устойчивое и достаточно эффективное управление, решение задач повышения уровня образования, создание условий для всестороннего развития интересов, склонностей и способностей учащихся, повышения уровня профессиональной компетенции педагогических работников:

  • педагогический совет, в задачи которого входит выработка общих подходов к разработке и реализации стратегических документов школы; определение подходов к управлению школой, адекватных целям и задачам ее развития; определение перспективных направлений функционирования и развития школы; обобщение, анализ и оценка результатов деятельности педагогического коллектива по определенным направлениям;
  • методический совет, который создан для координации деятельности МО; разработки основных направлений методической работы школы; организаций консультирования сотрудников школы по проблемам совершенствования профессионального мастерства; разработки мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта учителей школы;
  • попечительский совет, как одна из форм самоуправления по защите прав и интересов обучающихся, решающий вопросы по созданию благоприятных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса; содействию в организации массовых внешкольных мероприятий; содействию в совершенствовании материально-технической базы школы, в организации и улучшении условий труда работников; привлечения внебюджетных структур для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;
  • совет ученического самоуправления для представления интересов обучающихся в процессе управления школой; поддержки и развитии инициатив обучающихся в школьной и общественной жизни; привлечения обучающихся к программам городского самоуправления.

Для выполнения задач, планируемых в разработанной нами концепции, данные структурные модели управления усиливаем новым структурным подразделением - советом по стратегии и планированию развития школы, призванный осуществлять новый подход к управлению инновационными процессами в ОУ на основе внедрения социально-инновационных проектов.

Основные направления деятельности совета:

1.      Подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих работу над проектами.

2.      Внесение корректив в план развития научно-методического комплекса школы.

3.      Осуществление межпроектного взаимодействия, координация деятельности творческих групп, работающих над реализацией каждого проекта.

4.      Анализ промежуточных и итоговых результатов проектной деятельности.

5.      Выявление и оценка мотивационной готовности учителей школы к осуществлению изменений, разработка прогноза и выявление реального отношения педагогических кадров к вводимым новациям.

6.      Разработка прогноза необходимого совершенствования материально-технической базы школы.

7.      Формирование общественного мнения через средства массовой информации, общественность.

Педагогическую концепцию школы мы планируем осуществить при условии:

  • сотрудничества всех участников учебно-воспитательного процесса (обучающихся -родителей- социума - школы);
  • развития мотивационной сферы личности обучающихся, что означает сознательность, самооценку, самоуважение, ответственность перед собой, семьей, обществом;
  • формирования взаимного уважения у всех участников образовательного процесса, которое обуславливается чувством собственного достоинства и сознанием потребностей, ценности личности других людей, их взглядов и понятий.

Учитывая вышеизложенное, педагогический коллектив определяет для себя в качестве приоритетных на период реализации концепции 2009-2012гг. следующие направления и предпосылки их успешной реализации:

1.      Совершенствовать сложившуюся модель школы, как образовательного учреждения, включающего этап предшкольного и три ступени общего образования, и являющейся наиболее удачной формой, которая позволяет удовлетворить разнообразие образовательных запросов микро социума.

2.      Повысить эффективность учебной деятельности путем существенного увеличения возможностей удовлетворения индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся, создание условий для введения новых форм организации учебной деятельности (индивидуальных учебных планов, дистанционного обучения, обучения в системе дополнительного образования и др.).

3.      Реализовывать компетентностный подход в обучении и воспитании школьников. С этой целью адаптировать содержание учебного материала, усилив его практическую направленность, к индивидуальным особенностям и потребностям обучающихся и условиям развития школы в целом.

4.      Внедрять образовательные стандарты нового поколения, обеспечивающие баланс компетентностного подхода и фундаментальности образования.

5.      Оптимизировать нагрузку учащихся за счет внедрения новых учебных технологий, методов, образовательных программ с использованием элементов компетентностного подхода. Усилить дисциплины сциально-гуманитарного цикла, ввести учебные курсы с элементами освоения технологий, активнее использовать проектные методы и информационно-коммуникативные ресурсы.

6.      Апробировать и внедрять современные методы оценивания, ориентированные на новые результаты (наряду со стандартизированными внешними экзаменами использовать методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка).

7.      Осуществлять новый подход к управлению инновационными процессами в ОУ на основе внедрения социально-инновационных проектов.

8.      Создать единую информационно-образовательную среду для эффективного взаимодействия в ней всех участников образовательного процесса.

9.      Построить полный внутришкольный мониторинг, направленный на оперативное получение и обобщение социально-экономической, психолого-педагогической и иной информации для принятия своевременных управленческих решений.

10.     Преодолеть тенденции к ухудшению здоровья обучающихся и педагогов по отдельным показателям, за счет повышения мотивации к здоровому образу жизни, формированию потребности в регулярном правильном питании, занятиях физкультурой и спортом.

11.     Внедрить систему организации научно-исследовательской работы, проектной деятельности одаренных детей в учебное и внеучебное время на базе научного общества учащихся.

12.     Способствовать подготовке и повышению квалификации педагогических и административно-управленческих кадров, отвечающих современным квалификационным требованиям.

13.     Способствовать формированию положительного общественного мнения, имиджа школы через эффективное взаимодействие между всеми субъектами информационно-образовательного пространства школы и города (просветительская и пропагандистская деятельность на школьном сайте, в СМИ и др.), построение открытого информационного пространства.

14.     Создать систему воспитательной работы, направленную на успешную социализацию школьников в условиях информационного общества.

Основными критериями разработанной нами концепции следует считать:

  • обновление содержания и технологии обучения в условиях нового социального заказа школе;
  • создание оптимальной организационно-управленческой структуры образовательного учреждения;
  • создание в школе ситуации успеха для развития способностей каждого ученика, условий для творческой самореализации учителя;
  • изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
  • повышение квалификации работников образования и просвещение родителей в соответствии с основными направлениями работы школы;
  • создание открытого информационно-образовательного пространства.

Модель выпускника нашей школы

Моделируя образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамичную систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника - это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.

Выстраивая концепцию развития школы, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост учащегося и построение открытого информационного пространства. Это подвело нас к определению образа выпускника школы как успешной, социально-интегрированной и инициативной личности, способной к постоянному жизненному самосовершенствованию в условиях информационного общества.

Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности.

Компетенции выпускника могут быть разделены на предметно-информационные, деятельностно-коммуникативные и ценностно-ориентационные.

Предметно-информационные компетенции предполагают умение работать с учебной информацией, критическое ее восприятие и преобразование.

Деятельностно-коммуникативные компетенции проявляются в способности к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения.

Ценностно-ориентационные компетенции включают систему отношения к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности.

Таким образом, развитие школы ориентируется на построение открытого образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как успешной, социально-активной, физически здоровой и конкурентоспособной личности.

 



 
           
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz