|
|
Утверждено приказом от18.02.2011 №20
ШКОЛА СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ
Концепция развития школы на
период с 2009-2014 годы
При формировании Концепции будущего нашей
школы на период с 2009-2014 годы мы исходили из
необходимости реализации Государственной программы
"Образование и развитие инновационной экономики: внедрение
современной модели образования в 2008-2012 гг. (Программа
разработана по поручению Президента РФ от 17.03.08г. №
ПР-427 п.3, Поручения Правительства РФ от 22.03.08г. №
ВЗ-П45-1745, п3), Президентской инициативы "Наша новая
школа" от 05.11.08г., Стратегии развития образования до
2020г., определенной Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2020г.
(Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от
17.11.2008г. № 1662-р) и важности удовлетворения запросов
основных участников образовательного процесса - обучающихся,
их родителей и педагогов.
Стратегическая цель государственной политики
в области образования - повышение доступности качественного
образования, соответствующего требованиям опережающего
развития инновационной экономики, современным потребностям
общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагается в решении
следующих приоритетных задач:
-
создание системы образовательных услуг,
обеспечивающих раннее развитие детей;
-
создание образовательной среды,
обеспечивающей доступность качественного образования для
лиц с ограниченными возможностями здоровья и
обеспечивающей их социализацию;
-
создание системы выявления и поддержки
одаренных детей и талантливой молодежи;
-
создание прозрачной, открытой системы
информирования граждан об образовательных услугах,
обеспечивающей полноту, доступность, своевременное
обновление, достоверность информации;
-
создание прозрачной объективной системы
оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как
основы перехода к следующему уровню образования;
-
обновление содержания и технологий
образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и
компетентностного подхода (введение образовательных
стандартов нового поколения, освоение новых видов
деятельности - проектных, творческих,
исследовательских);
-
развитие вариативности образовательных
программ (расширение спектра индивидуальных
образовательных возможностей и траекторий для учащихся
на основе развития профильного обучения).
Основной акцент в образовательной политике на
ближайшие годы Президент РФ делает на "формировании нового
поколения профессиональных кадров", в котором "школьное
образование является решающим как для индивидуального успеха
каждого человека, так и для долгосрочного развития страны в
целом". Поэтому, формулируя основную идею школы, мы исходим
из того, что современное общество нуждается в особом типе
личности - личности, которая не просто приспосабливается или
адаптируется к существующей реальности, а стремится к
достижению успеха, проявляя активность, инициативность и
ответственность к изменению объективного положения вещей не
только в частной, но и в социальной жизни. Она стремится
быть субъектом своей жизни, обеспечивая тем самым личностный
и социальный прогресс.
Ведущей идей, которая реализуется в нашей
школе, является идея создания такого образовательного
пространства, которое позволит создать ситуацию успеха
каждому обучающемуся, обеспечить его личностный рост и
подготовку к полноценному и эффективному участию в
общественной и профессиональной жизни в условиях
информационного общества.
Изучая философию успеха, мы выяснили, что еще
Аристотель начал поиск источников этого стремления. Мы
интерпретируем фундаментальные открытия Аристотеля в свете
базовых компетентностей современного человека:
-
основополагающим элементом успеха
является здоровье (способность и готовность вести
здоровый образ жизни);
-
составляющей частью успеха являются
позитивные отношения с окружающими (умение жить в
поликультурном обществе, быть толерантным, умение
вступать в контакты с окружающими, а затем поддерживать
их);
-
важно, чтобы дело, которому себя
посвящаешь, было нужным для других людей (видеть смысл в
своей деятельности);
-
финансовая независимость
(конкурентоспособность);
-
необходимость личностного развития
(готовность к самообразованию, осуществлении собственной
образовательной траектории на протяжении всей жизни).
Создание условий достижения успеха возможно
только в сфере психологического комфорта, доверия и
сотрудничества. В основе психологии формирования личности
ребенка П.П. Блонский видит влияние среды, в которой он
живет. По его модели - "Ребенок черпает то, что ему
доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому,
чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше оно
создает стимулов к овладению сложными культурными
средствами".
К принципам образовательной политики, в
контексте определения ведущей идеи развития школы,
относятся:
-
принцип гуманизации образования, который
является основополагающим принципом педагогической
деятельности, предусматривающим ориентацию всех
компонентов педагогического процесса на развитие
обучающегося;
-
принцип развивающего обучения,
означающий, что учебный процесс в школе:
-
ориентируется на зону ближайшего
развития ребенка и способствует ускорению его
развития;
-
предполагает отказ от
преимущественного использования репродуктивных
методик обучения;
-
принцип индивидуального обучения, который
предполагает всесторонний учет уровня развития и
способностей каждого ученика, ориентацию на формирование
и поддержание высокой учебной мотивации и стимулирование
познавательных интересов школьников;
-
принцип дифференциации обучения,
предусматривающий наличие в школе системы элективных и
факультативных курсов по всем отраслям знаний,
необходимых школьникам;
-
принцип гуманитаризации образования,
реализация которого способствует:
-
формированию у школьников
многоплановой, целостной и динамичной картины
духовного развития человечества;
-
созданию условий для развития у
обучающихся внутренней потребности
самосовершенствования и реализации своих творческих
возможностей;
-
принцип целостности образования,
предполагающий:
-
сбалансированность
естественно-научной и социально-гуманитарной
областей знаний в содержании образования;
-
адекватность используемых
педагогических технологий содержанию и задачам
обучения.
В основу концепции нашей школы на
2009-2012гг. положены концепция личностно-ориентированного
образования и воспитания Л.Б.Бондаревской, технология
личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманской,
исследования психологии успеха А.Маслоу, К.Роджерса,
А.Адлера, в отечественной психологии - А.Е. Чириковой, А.П.
Корнилова, С.К. Рощина и др., которые реализуются в модели
школы "Сотрудничества и успеха", способной, по нашему
мнению, удовлетворить образовательные потребности всех
субъектов образовательного процесса.
Данная модель имеет следующую структуру:
Дошкольный этап - предшкольное образование;
I ступень - начальное общее образование;
П ступень - среднее общее образование;
Ш ступень - среднее (полное) общее
образование.
Предшкольное образование
Предшкольное образование (4-6 лет)
осуществляется на базе негосударственного дошкольного
образовательного учреждения школы раннего развития
"Почемучка", обеспечивающей достаточно широкий охват детей
услугами дошкольного образования, направленных на развитие
базовых способностей детей: обучение счету, психологии
общения, интегрированным предметам - развитие речи и
творческого воображения, чтение и развитие фонематического
слуха, графика и моторика. Данный этап обеспечивает не
только высокую готовность детей к школьному обучению, но и
их раннюю позитивную социализацию, снижение случаев
асоциального поведения, способствует преемственности между
школой и дошкольным учреждением. По окончанию обучения
родители имеют право выбора образовательной программы на I
ступени обучения, а школа - возможность, реально оценив
уровень психологической зрелости ребенка и его готовности к
обучению, дать соответствующие рекомендации.
Начальное общее образование
На I ступени обучения педагогический
коллектив начальной школы призван:
-
сформировать у детей желание и умение
учиться;
-
гуманизировать отношения между учащимися,
учителями и родителями;
-
помочь школьникам приобрести опыт общения
и сотрудничества;
-
мотивировать интерес к знаниям и
самопознанию, сформировать первые навыки творчества на
основе положительной мотивации к учению;
-
формировать прочную базисную
общеобразовательную подготовку младших школьников путем
введения специальных общеразвивающих программ таких ,
как: информатика в играх и задачах, риторика, творческая
мастерская, логика, библиотечный часы, ритмика, часы
здоровья, экология, эстетика (хоровое пение).
Реализуются развивающая программа по системе
Л.В. Ванкова, традиционная по УМК "Гармония", "Перспективная
школа".
Дальнейшее развитие педагогической системы I
ступени предполагает:
1.
использование цифровых и
электронных систем мониторинга качества начального
образования, уровня развития младших школьников;
2.
внедрение новых
учебно-методических комплексов для учителей и обучающихся,
направленных на формирование универсальных учебных действий;
3.
использование технологии
разноуровневого обучения (внутриклассной дифференциации);
4.
обучение младших школьников
элементарным приемам исследовательской деятельности и
осуществление совместных с родителями учебных проектов в
рамках общешкольных.
Основное общее образование
На II ступени обучения педагогический
коллектив основной школы стремится:
-
продолжить формирование познавательных
интересов обучающихся и их самообразовательных навыков
на основе все большей самостоятельной работы;
-
заложить фундамент общей образовательной
подготовки школьников, необходимой для продолжения
образования на III ступени;
-
создать условия для самовыражения
обучающихся в различных видах познавательной
деятельности в урочной и внеклассной работе.
-
поэтапно формировать исследовательскую
культуру школьников, а именно:
-
мыслительные умения и навыки: анализ и
выделение главного, сравнение, обобщение и
систематизация, определение и объяснение понятий,
конкретизация, доказательства и опровержение, умение
видеть противоречия;
-
умение работать с книгой и другими
источниками информации;
-
умения и навыки, связанные с культурой
устной и письменной речи.
Для решения этих задач планируем:
1.
использовать технологии, имеющие
личностно-ориентированый характер (технологии проблемного
обучения, уровневой дифференциации, критического мышления,
метод проектов, информационно-коммуникационные и др.);
2.
расширить сеть факультативов,
призванных углубить знания по дисциплинам
социально-гуманитарного, естественно-научного,
математического циклов;
3.
расширить количество
предпрофильных курсов, ориентированных не только на
углубленное изучение содержания базовых учебных предметов,
но и предпрофессиональную подготовку.
4.
продолжать развитие у обучающихся
самостоятельности мышления и способности к самообучению и
саморазвитию. Это предопределяет необходимость формирования
ключевых компетенций с учетом специфики всех учебных
предметов.
Среднее (полное) общее образование
Образование на III ступени обучения
ориентировано на:
-
продолжение развития у старшеклассников
самообразовательных навыков и особенно навыков
самоорганизации и самовоспитания;
-
максимальное раскрытие и развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
-
формирование у старших школьников
психологической и интеллектуальной готовности к
профессиональному и личностному самоопределению;
-
обеспечение общекультурного развития
обучающихся.
С учетом этого разработаны образовательные
программы для учащихся 10-х и 11-х классов, которые
позволяют максимально учесть интересы старшеклассников. В
соответствии с федеральной концепцией профильного обучения
содержание образования на Ш ступени реализует задачи
предвузовской подготовки обучающихся на основе профильной
дифференциации (классы физико-математического и
филологического профиля). Совокупность базовых и профильных
предметов определяет состав федерального компонента учебного
плана. Региональный компонент и компонент образовательного
учреждения определяется набором учебных дисциплин и
элективных курсов, отвечающих запросам обучающихся и их
родителей, и направлены на углубленное изучение отдельных
предметов. Особенностью содержания образования на Ш ступени
является введение второго иностранного языка (французского)
в гуманитарном классе. Зачисление в профильные классы
осуществляется по результатам итоговой аттестации основной
школы. Поступая в данные классы, учащиеся добровольно берут
на себя определенные обязательства, связанные с
фиксированными результатами обучения.
Профильное обучение на III ступени позволяет:
1.
создать условия для
дифференциации содержания обучения старшеклассников с
широкими и гибкими возможностями построения школьниками
индивидуальных образовательных программ;
2.
расширить возможности
социализации учащихся, обеспечить преемственность между
общим и профессиональным образованием;
3.
установить равный доступ к
полноценному образованию разным категориям обучающихся в
соответствии с их индивидуальными склонностями и
потребностями.
В целях наиболее полного удовлетворения
образовательных потребностей школьников, помимо профильных,
формируется также класс универсального обучения.
В основе концепции школы лежит
гуманистическая личностно-ориентированная воспитательная
система, ориентированная на реализацию ряда приоритетных
направлений:
-
формирование здорового образа жизни на
основе бережного отношения каждого ребенка к своему
здоровью и организации работы валеологической службы,
направленной на пропаганду здорового образа жизни и
правильного питания, обновление
спортивно-оздоровительной работы с детьми, диагностики и
коррекции состояния их здоровья;
-
социализация детей и подростков на основе
педагогического сотрудничества обучающихся, учителей и
родителей в системе ученического самоуправления,
расширения межведомственных связей с учреждениями
дополнительного образования города и развития системы
дополнительного образования детей непосредственно в
школе.
Структура управления школой
Структура внутреннего управления в настоящее
время состоит из следующих звеньев организующих
жизнедеятельность школы, обеспечивающая устойчивое и
достаточно эффективное управление, решение задач повышения
уровня образования, создание условий для всестороннего
развития интересов, склонностей и способностей учащихся,
повышения уровня профессиональной компетенции педагогических
работников:
-
педагогический совет, в задачи которого
входит выработка общих подходов к разработке и
реализации стратегических документов школы; определение
подходов к управлению школой, адекватных целям и задачам
ее развития; определение перспективных направлений
функционирования и развития школы; обобщение, анализ и
оценка результатов деятельности педагогического
коллектива по определенным направлениям;
-
методический совет, который создан для
координации деятельности МО; разработки основных
направлений методической работы школы; организаций
консультирования сотрудников школы по проблемам
совершенствования профессионального мастерства;
разработки мероприятий по обобщению и распространению
педагогического опыта учителей школы;
-
попечительский совет, как одна из форм
самоуправления по защите прав и интересов обучающихся,
решающий вопросы по созданию благоприятных условий для
совместной деятельности всех участников образовательного
процесса; содействию в организации массовых внешкольных
мероприятий; содействию в совершенствовании
материально-технической базы школы, в организации и
улучшении условий труда работников; привлечения
внебюджетных структур для обеспечения деятельности и
развития общеобразовательного учреждения;
-
совет ученического самоуправления для
представления интересов обучающихся в процессе
управления школой; поддержки и развитии инициатив
обучающихся в школьной и общественной жизни; привлечения
обучающихся к программам городского самоуправления.
Для выполнения задач, планируемых в
разработанной нами концепции, данные структурные модели
управления усиливаем новым структурным подразделением -
советом по стратегии и планированию развития школы,
призванный осуществлять новый подход к управлению
инновационными процессами в ОУ на основе внедрения
социально-инновационных проектов.
Основные направления деятельности совета:
1.
Подготовка нормативно-правовых
актов, регламентирующих работу над проектами.
2.
Внесение корректив в план
развития научно-методического комплекса школы.
3.
Осуществление межпроектного
взаимодействия, координация деятельности творческих групп,
работающих над реализацией каждого проекта.
4.
Анализ промежуточных и итоговых
результатов проектной деятельности.
5.
Выявление и оценка мотивационной
готовности учителей школы к осуществлению изменений,
разработка прогноза и выявление реального отношения
педагогических кадров к вводимым новациям.
6.
Разработка прогноза необходимого
совершенствования материально-технической базы школы.
7.
Формирование общественного мнения
через средства массовой информации, общественность.
Педагогическую концепцию школы мы планируем
осуществить при условии:
-
сотрудничества всех участников
учебно-воспитательного процесса (обучающихся -родителей-
социума - школы);
-
развития мотивационной сферы личности
обучающихся, что означает сознательность, самооценку,
самоуважение, ответственность перед собой, семьей,
обществом;
-
формирования взаимного уважения у всех
участников образовательного процесса, которое
обуславливается чувством собственного достоинства и
сознанием потребностей, ценности личности других людей,
их взглядов и понятий.
Учитывая вышеизложенное, педагогический
коллектив определяет для себя в качестве приоритетных на
период реализации концепции 2009-2012гг. следующие
направления и предпосылки их успешной реализации:
1.
Совершенствовать сложившуюся
модель школы, как образовательного учреждения, включающего
этап предшкольного и три ступени общего образования, и
являющейся наиболее удачной формой, которая позволяет
удовлетворить разнообразие образовательных запросов микро
социума.
2.
Повысить эффективность учебной
деятельности путем существенного увеличения возможностей
удовлетворения индивидуальных образовательных запросов и
потребностей обучающихся, создание условий для введения
новых форм организации учебной деятельности (индивидуальных
учебных планов, дистанционного обучения, обучения в системе
дополнительного образования и др.).
3.
Реализовывать компетентностный
подход в обучении и воспитании школьников. С этой целью
адаптировать содержание учебного материала, усилив его
практическую направленность, к индивидуальным особенностям и
потребностям обучающихся и условиям развития школы в целом.
4.
Внедрять образовательные
стандарты нового поколения, обеспечивающие баланс
компетентностного подхода и фундаментальности образования.
5.
Оптимизировать нагрузку учащихся
за счет внедрения новых учебных технологий, методов,
образовательных программ с использованием элементов
компетентностного подхода. Усилить дисциплины
сциально-гуманитарного цикла, ввести учебные курсы с
элементами освоения технологий, активнее использовать
проектные методы и информационно-коммуникативные ресурсы.
6.
Апробировать и внедрять
современные методы оценивания, ориентированные на новые
результаты (наряду со стандартизированными внешними
экзаменами использовать методы оценивания, которые будут
отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка).
7.
Осуществлять новый подход к
управлению инновационными процессами в ОУ на основе
внедрения социально-инновационных проектов.
8.
Создать единую
информационно-образовательную среду для эффективного
взаимодействия в ней всех участников образовательного
процесса.
9.
Построить полный внутришкольный
мониторинг, направленный на оперативное получение и
обобщение социально-экономической, психолого-педагогической
и иной информации для принятия своевременных управленческих
решений.
10.
Преодолеть тенденции к ухудшению
здоровья обучающихся и педагогов по отдельным показателям,
за счет повышения мотивации к здоровому образу жизни,
формированию потребности в регулярном правильном питании,
занятиях физкультурой и спортом.
11.
Внедрить систему организации
научно-исследовательской работы, проектной деятельности
одаренных детей в учебное и внеучебное время на базе
научного общества учащихся.
12.
Способствовать подготовке и
повышению квалификации педагогических и
административно-управленческих кадров, отвечающих
современным квалификационным требованиям.
13.
Способствовать формированию
положительного общественного мнения, имиджа школы через
эффективное взаимодействие между всеми субъектами
информационно-образовательного пространства школы и города
(просветительская и пропагандистская деятельность на
школьном сайте, в СМИ и др.), построение открытого
информационного пространства.
14.
Создать систему воспитательной
работы, направленную на успешную социализацию школьников в
условиях информационного общества.
Основными критериями разработанной нами
концепции следует считать:
-
обновление содержания и технологии
обучения в условиях нового социального заказа школе;
-
создание оптимальной
организационно-управленческой структуры образовательного
учреждения;
-
создание в школе ситуации успеха для
развития способностей каждого ученика, условий для
творческой самореализации учителя;
-
изменение у всех субъектов
образовательного процесса отношения к своему здоровью:
выработка способности противостоять вредным привычкам и
отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и
умения вести здоровый образ жизни;
-
повышение квалификации работников
образования и просвещение родителей в соответствии с
основными направлениями работы школы;
-
создание открытого
информационно-образовательного пространства.
Модель выпускника нашей школы
Моделируя образ выпускника школы, мы исходим
из того, что он представляет собой динамичную систему,
которая постоянно изменяется, самосовершенствуется,
наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника -
это не конечный результат, не итог в развитии личности, а
тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна
максимально способствовать школа.
Выстраивая концепцию развития школы, мы
ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный
рост учащегося и построение открытого информационного
пространства. Это подвело нас к определению образа
выпускника школы как успешной, социально-интегрированной и
инициативной личности, способной к постоянному жизненному
самосовершенствованию в условиях информационного общества.
Содержательно наполняя данный образ, мы
определили такие его составляющие, как компетенции и
качества личности.
Компетенции выпускника могут быть разделены
на предметно-информационные, деятельностно-коммуникативные и
ценностно-ориентационные.
Предметно-информационные компетенции
предполагают умение работать с учебной информацией,
критическое ее восприятие и преобразование.
Деятельностно-коммуникативные компетенции
проявляются в способности к сотрудничеству, к творчеству для
достижения конкретных задач, в умении управлять собой,
анализировать и организовывать деятельность, принимать
рациональные решения.
Ценностно-ориентационные компетенции включают
систему отношения к миру, к себе, к обществу, основанную на
потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях
личности.
Таким образом, развитие школы ориентируется
на построение открытого образовательного пространства,
которое максимально будет способствовать становлению
выпускника как успешной, социально-активной, физически
здоровой и конкурентоспособной личности.
|
|
|
|