1. КРАТКАЯ
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа развития МОУ СОШ №5
разработана на 2008-2012 гг. Программа
представляет собой долгосрочный
нормативно-управленческий документ,
определяющий стратегическое направление
развития образовательной системы школы по
решению ключевых проблем обеспечения
доступности и качества образования на основе
выявленных тенденций и особенностей
жизнеобеспечения школы, потенциальных
возможностей школьного сообщества и социума.
Программа развития школы
основывается на анализе социального заказа и
состояния образовательного учреждения. В
ней отражены тенденции развития школы,
охарактеризованы главные проблемы и
направления работы педагогического и
ученического коллективов, представлены меры
по изменению содержания и организации
образовательного процесса
Целевые установки программы
основываются на поддержке и укреплении
интегративных процессов в школьном
сообществе, обеспечивающих расширение
образовательного пространства и упорядочение
совместной деятельности всех субъектов
образования в интересах личностного развития
и социализации учащихся.
Программа соотносится с
приоритетными линиями, выбранными школой в
качестве стратегических направлений
развития:
-
Совершенствование
структуры управления.
-
Повышение качества
образования.
-
Развитие системы
дополнительного образования.
-
Совершенствование системы
воспитательной работы.
-
Сохранение и развитие
здоровья учащихся и педагогов.
-
Ресурсная обеспеченность
образования.
Программа разработана в соответствии с
основными направлениями Концепции
модернизации российского образования на период
до 2010 г. (Постановление Правительства РФ
от 29.12.2001 г.); Концепцией профильного
обучения на старшей ступени общего
образования (приказ МО РФ № 2783 от 18.07.02
г), направленными на обеспечение доступности
и качества образования учащихся, независимо
от места их проживания и социального
положения семьи.
Заказчик программы - Совет
школы.
Нормативно-правовой основой
разработки Программы являются:
-
Конституция РФ
-
Конвенция о правах
ребёнка
-
Национальная доктрина
образования в РФ
-
Закон
«Об образовании» РФ
-
Государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы»
-
Муниципальные целевые
программы
-
Устав МОУ СОШ №5
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О
ШКОЛЕ
2.1.Общие
сведения о школе
Название: муниципальное
общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №5
Юридический и фактический
адрес:
601012 г. Киржач, ул. 40 лет
октября, д.17.
Т. 2-23-67; 2-29-14,
E-mail:
Учредитель: администрация
Киржачского района Владимирской области.
Лицензия
Серия А
№228131
Регистрационный №
606 от 13
декабря 2006 г.
Свидетельство о
государственной аккредитации
АА 102644
Регистрационный №31603
от 14 июня 2007 г.
Руководитель школы: директор
высшей категории Корнеева Ирина Степановна.
2.2.
Социальное окружение школы
Школа расположена на
территории микрорайона шёлкового комбината
г. Киржача. Удалённость города от областного
центра г. Владимира составляет 120 км.
Микрорайон шёлкового комбината – одно из
локальных городских образований, которое, с
одной стороны, находится в городской черте,
с другой стороны, достаточно далеко от
центра города. Школа является основным
социокультурным центром микрорайона. В связи
с этим деятельность школы организована таким
образом, что она предоставляет учащимся
большой набор не только учебных услуг. К
социокультурной сфере микрорайона относятся
кроме МОУ СОШ №5 детские сады «Берёзка» и
«Теремок», Центр народного творчества,
ПУ-55. Кроме того, в рамках единого
воспитательного пространства школа
поддерживает связи с учреждениями
дополнительного образования - Киржачской
школой искусств, детской спортивной школой,
Центром детского творчества. На базе школы
организована работа кружков и секций
различной направленности.
Административно-общественные структуры в
микрорайоне представляет КТОС.
2.3.Организационно-педагогические условия
Организация образовательного
процесса.
В 2007 году школа прошла
государственную аттестацию, аккредитацию и
осуществляет образовательную деятельность по
общеобразовательным программам трёх
ступеней: начальное общее образование;
основное общее образование; среднее (полное)
общее образование.
Качественная реализация
образовательных программ во многом
определяется соблюдением преемственности и
непрерывности между ступенями обучения,
вариативностью форм обучения, воспитанием в
процессе обучения, завершённостью
использования УМК одной линии, обеспечением
школьников учебными пособиями, организацией
работы Школы будущих первоклассников для
детей, не посещающих ДОУ.
Отбор содержания образования
МОУ СОШ №5 и построение учебного плана идёт
на основе федерального компонента
государственного стандарта общего
образования, утверждённого приказом
Министерства образования и науки РФ от 5
марта 2004 года №1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования», федерального
базисного учебного плана, утверждённого
приказом Министерства образования РФ от 9
марта 2004 года №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы общего
образования», приказа департамента
образования администрации Владимирской
области №528 от 25 июля 2007 г. « О
региональном базисном учебном плане для
образовательных учреждений Владимирской
области, реализующих программы общего
образования».
Учебный план средней
общеобразовательной школы № 5 определяет
максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, распределяет учебное время,
отводимое на освоение федерального,
регионального компонентов, а так же
компонента образовательного учреждения МОУ
СОШ №5.
Учебный план состоит из двух
частей: инвариантной и вариативной.
В инвариантной части учебного
плана реализуется федеральный компонент
государственного образовательного стандарта,
который обеспечивает единство
образовательного пространства РФ и
гарантирует овладение выпускниками школы
необходимым минимумом знаний, умений,
навыков, обеспечивающих возможности
продолжения образования.
Вариативная часть учебного
плана обеспечивает реализацию регионального
компонента и компонента ОУ.
Часы вариативной части
учебного плана используются на изучение
учебных предметов, курсов по выбору,
факультативов, проведение индивидуальных и
групповых занятий, а также на организацию
предпрофильной подготовки и профильного
обучения.
Региональный компонент
представлен следующим образом:
начальная школа
2-3 классы –«Наш край» 1 час
в неделю;
4 классы- «Литературное
краеведение» 1 час в неделю.
основная школа
5-е кл. – 9 -е кл. - «Основы
безопасности жизнедеятельности»;
7-8 кл. –«Технология»;
9-е кл. – «История
Владимирского края» (самостоятельный курс).
Компонент образовательного
учреждения МОУ СОШ №5
в начальной школе представлен
-коррекционными занятиями
психолога, логопеда, учителя -2часа в неделю
во 2 В кл. ,
- 4 классы -курс «Читаем и
понимаем текст» 1 час в неделю;
- 2-4 классы- «Информатика и
ИКТ» 1 час в неделю;
3 классы –курс «Развиваем
познавательные способности» 1 час в неделю.
в основной школе компонент
ОУ представлен следующими предметами:
5- е кл.- 1час курс «Вокруг
тебя мир» (5А, 5Б); 1 час «Информатика и
ИКТ» (5 а, 5 б кл.);
6-е кл.-1 час курс «Вокруг
тебя мир» , 0.5 часа «Биология», 0.5 часа
«География»;
7 -е кл.- 0.5 часа курс
«Вокруг тебя мир».
8-е кл.-1 час «Технология», 1
час «Личность и экономика», 1 час
«Информатика и ИКТ» (8а, 8б кл.)
9-е кл. -1 час
«Предпринимательство», 1 час «Литература»
(подготовка к итоговой аттестации), 1 час
«Математика» (подготовка к итоговой
аттестации).
Предпрофильная подготовка
реализуется через элективные курсы:
«Пользователь ПК» -0,7 часа в
неделю;
«Ты и твой выбор» - 0,5 часа
в неделю;
«Проектная деятельность в
экологии» -0,5 часа в неделю;
«Решение расчётных и
экспериментальных задач по физике» - 0,5
часа в неделю.
Классы выравнивания (5В, 8-В)
обеспечены коррекционно-психологическим
сопровождением -1час в неделю.
Школа 3 ступени
С 1998 года МОУ СОШ № 5
реализует модель профильного обучения (в
соответствии с КЦП «Предпрофильная
подготовка и профильное обучение»).
Традиционными стали два профиля:
социально-экономический (профильные предметы
- математика, обществознание, экономика) и
естественнонаучный (профильные предметы
–биология, химия, экология).
Региональный компонент
представлен предметом «Основы безопасности
жизнедеятельности» (2 часа).
Компонент образовательного
учреждения МОУ СОШ№5 в средней
школе направлен на реализацию модели
профильного обучения.
Помимо учебных предметов
вариативная часть школы 3 ступени
представлена целым рядом элективных курсов
различной направленности.
Режим работы ОУ:
В образовательном процессе
используются следующие формы и системы
обучения:
Очная (классно-урочная),
индивидуальная (надомное обучение по
медицинским показаниям), семейная (на
основании договора).
В школе организована работа
классов компенсирующего обучения 7 –го вида
(2-в, 5-в, 8-в, 9-в классы). Обучение в
этих классах помогает детям с ограниченными
возможностями здоровья получить доступное их
возможностям образование, стать максимально
готовыми к самостоятельной, независимой
жизни в обществе.
С 2005 г. года школа
реализует программу «Преемственность и
адаптация» с целью адаптировать
дошкольников, учащихся 1-х, 5-х и 10-х
классов к новым условиям жизни и реализовать
единую линию развития ребёнка.
Обучение школьников
организовано согласно учебным планам,
которые ежегодно согласуются с управлением
образования. Учебная нагрузка
регламентируется учебными планами,
расписанием учебных занятий в соответствии с
СанПиН. Нормативная наполняемость классов-25
школьников, в классах выравнивания – 8
школьников.
Годовой календарный учебный
график ежегодно рассматривается на
педагогическом совете и утверждается
приказом директора. Учебный год начинается 1
сентября и продолжается в 1 классе 33
учебные недели, во 2-11 классах – не менее
34 недель. Учебный год равномерно разделён
на три триместра. Итоги обучения
определяются по окончании каждого триместра
для учащихся основной школы, учащиеся школы
3 ступени оцениваются по полугодиям. Таким
образом, соблюдается равномерная нагрузка в
течение учебного года и снижается уровень
тревожности школьников.
Каникулы в течение учебного
года составляют 30 календарных дней.
Межтриместровые каникулы имеют
продолжительность 7 дней, внутритриместровые
-5-6 дней. Летние каникулы предполагают
оздоровление детей.
На базе школы ежегодно в две
смены проводится летняя оздоровительная
кампания. Работает пришкольный летний лагерь
для 100-120 школьников.
Образовательный процесс
организован в одну смену для основной и
средней школы и в две смены для начальной
школы. Школа работает по 6-дневной неделе с
одним выходным днём с продолжительностью
урока 40 минут. В первых классах дети
обучаются по 5-ти дневной неделе с уроками
продолжительностью 35 минут. Начало учебных
занятий в 8.30. Продолжительность перемен от
10 до 20 минут. Для организации внеурочной
поливариантной деятельности используется
время от 13.40 до 21 часа в течение рабочей
недели: занятия по программам
дополнительного образования, кружки, секции
с привлечением ресурсов учреждений
дополнительного образования. Для учащихся
1-х классов, 2-в, 5-в( выравнивание)
работают группы продлённого дня.
В школе организовано обучение
для детей с ограничениями по здоровью
(надомное обучение) по учебным планам с
еженедельной нагрузкой 1 -4 кл. – 8 часов,
5-8 кл. -10 ч, 9 кл.- 11 ч., 10-11 кл.-12 ч.
Занятия проводятся по индивидуальным
расписаниям на дому. В соответствии с
Положением организовано семейное обучение.
2.4.
Условия для осуществления образовательного
процесса
Основное здание школы открыто
в 1956 году. По результатам аккредитации
нормативная наполняемость составляет 550
учащихся. В настоящее время в школе
обучается 465 учащихся.
Ежегодно в июле школа
принимается по акту муниципальной комиссией.
В школе созданы определённые условия для
рациональной организации труда школьников и
сотрудников. Для учащихся начальной школы
оборудовано 8 учебных кабинетов, большая
часть которых оснащена новой мебелью.
Учебные занятия, внеурочная деятельность для
учащихся 5-11 классов проводится в 18
кабинетах в отдельном здании. Оборудованы
кабинеты химии (с лаборантской), физики (с
лаборантской), биологии, информатики,
русского языка и математики с мультимедийным
оборудованием, мастерская по обработке
дерева, кабинет для занятий кулинарией.
Кроме того, для всех школьников действует
компьютерный класс, мобильный мультимедийный
комплекс, музей, 3 рекреационные зоны,
библиотека с читальным залом и медиатека с
доступом в Интернет, спортивный зал, две
столовые на 100 посадочных мест, оборудованы
кабинет психолога и
социального педагога,
медицинский кабинет. Для занятий физической
культурой и внеурочной деятельностью
используется стадион «Труд», расположенный в
непосредственной близости от школы. Для
педагогов школы оборудована учительская с
комнатой отдыха, методический кабинет с
доступом в Интернет.
2.5.Структура
управления образовательным учреждением
Цель управления ОУ СОШ №5 -
создание условий для реализации каждым
ребёнком права на получение образования с
учётом его склонностей и возможностей.
Проектирование оптимальной
системы управления ОУ осуществляется с
учётом социально-экономических,
материально-технических и внешних условий в
рамках существующего законодательства РФ.
В основу организационной
структуры управляющей системы положена
пятиуровневая структура управления -
комбинация линейно-функционального и
программно-целевого управления. Основу
составляют пять взаимосвязанных уровней всех
участников образовательного процесса. Каждый
из уровней управления входит в зону влияния
субъектов управления, как по горизонтали,
так и по вертикали.
На первом управленческом
уровне
(по содержанию – это уровень
стратегического управления) – директор школы
и коллективные субъекты управления: Совет
школы, педагогический совет, родительский
комитет, общешкольное родительское собрание.
На
втором уровне
(по содержанию - это уровень
тактического управления) –заместители
директора и коллективные субъекты: профком
учителей, административный совет,
функциональные службы (медицинская,
психологическая, логопедическая, канцелярия,
библиотека), методический совет,
хозяйственная служба, столовая, совет
профилактики, школьная ПМПК.
Третий уровень
- кафедры и методические объединения (по
содержанию –это уровень оперативного
управления).
Четвёртый управленческий
уровень
– проектные группы (уровень тактического
управления).
Пятый уровень
- учащиеся, конечное звено в структуре
управления, для которых и должна эффективно
функционировать вся представленная система
управления. По содержанию – это уровень
оперативного управления. Но из-за особой
специфичности субъектов этот уровень скорее
можно назвать уровнем соуправления.
2.6.Создание
условий для внеурочной деятельности и
организации дополнительного образования
С целью повышения
воспитательного потенциала образования,
укрепления связи урочной и внеурочной
деятельности, формирования воспитывающей
среды коллективом школы в течение 5 лет было
реализовано 6 комплексно-целевых программ. В
настоящее время действуют КЦП: «Здоровье»,
«Патриотическое воспитание учащихся СОШ
№5», «Взаимосвязь семьи и школы»,
«Преемственность и адаптация», «Предпрофильная
подготовка и профильное обучение»,
«Использование ИКТ в учебно-воспитательном
процессе для повышения качества
образования». В школе реализуется
воспитательная система (ВС) как
упорядоченная совокупность компонентов
педагогического процесса. В основе ВС лежит
принцип сообщества детей и взрослых, которых
объединяет ЛЮБОВЬ к человеку, к окружающему
миру, к Отечеству, забота о ЛИЧНОСТИ
воспитанника, его самоопределении,
конкурентоспособности и АДАПТАЦИИ в социуме.
В воспитательной
системе действует система ученического
самоуправления. 20% школьников активно
проявляют лидерские качества, являются
организаторами социально значимых дел. В
настоящее время развитие воспитательной
системы происходит по пути от интеграции
комплексно-целевых программ к качественно
новому состоянию: функционированию и
развитию школы как центра образования в
микрорайоне.
В начальной школе действует
детская общественная организация
«ЗВЕЗДОЧКА». Её деятельность включает
несколько направлений:
-
Учеба-главный труд.
-
Вместе весело шагать.
-
Спорт-залог здоровья.
-
Трудимся вместе.
-
Моя Родина-Россия.
За 3 года активность участия
в них школьников возросла от 5 до 40%. В
детских молодёжных общественных объединениях
города участвуют от 2 до 16% ребят.
В школе созданы условия для
организации внеурочной деятельности и
дополнительного образования. Реализуется 16
программ кружковой работы, работают 5
спортивных секций. Все кружки, секции,
другие формы и виды внеурочной работы с
детьми являются бесплатными. Создан и
пополняется банк основных видов услуг,
предоставляемых школой в целях реализации
воспитания школьников. В течение 3 лет
отмечается стабильно высокий уровень участия
ребят в кружках и секциях (до 51%). За 3
года охват школьников дополнительным
образованием увеличился от 21 до 33%.
Созданы условия для реализации программ
дополнительного и начального
профессионального образования. Это развитие
внутришкольных центров, нормативно-правовое
обеспечение их деятельности, введение ставок
педагогов дополнительного образования,
развитие социального партнёрства с другими
ОУ. Но еще есть резервы для развития сети
дополнительного образования (49% учащихся не
охвачены дополнительным образованием).
До сих пор есть случаи
свершения учащимися противоправных действий
(0,7 % от контингента). 6% учащихся стоят на
внутришкольном учёте по скрытой
безнадзорности в связи с трудоустройством
родителей за пределами района и области.
2.7.Создание
условий для сохранения здоровья
Социальный портрет школы был
бы неполным без информации о здоровье
учащихся школы.
Количество |
Учебный год |
2004/05 |
2005/06 |
2007/08 |
Детей, имеющих хронические
заболевания при поступлении в 1-й
класс |
12% |
14% |
13% |
Детей, имеющих хронические
заболевания при переходе в 5-й класс |
16% |
18% |
18% |
Детей, имеющих хронические
заболевания при выпуске из 9-го
класса |
18% |
17% |
15% |
Детей, имеющих хронические
заболевания при выпуске из 11-го
класса |
19% |
18% |
17% |
Детей - инвалидов детства |
6 чел. |
5 чел. |
9 чел. |
Проблемные категории по
состоянию здоровья составляют 23,4% учащихся
из общего контингента школьников. К основной
группе занятий по физической культуре
относится 76,6% учащихся. В соответствии с
общероссийскими тенденциями большая часть
уч-ся имеет различные виды заболеваний. К
наиболее распространенным из них можно
отнести: хронический тонзиллит, снижение
остроты зрения, деформация перегородки носа,
кариес, плоскостопие, сколиоз и кифосколиоз,
повышенное внутричерепное давление,
деформация грудной клетки.
2.8.
Оценка динамики состояния здоровья учащихся
школы
Состояние здоровья
обучающихся - один из ключевых показателей
эффективности образовательной программы.
Отсутствие отрицательной динамики определяет
результативность целостного образовательного
процесса.
Особенно важно
проанализировать статистику заболеваний.
Состояние здоровья уч-ся распределены по
группам здоровья:
§
группа здоровья 1 - это
основная группа - 76,6% уч. школы, у них
общий режим нагрузки на всех уроках, в том
числе и на физкультуре;
§
группа здоровья 2 - это дети
с такими заболеваниями, как аденоиды,
гипертрофия нёбных миндалин, хронический
тонзиллит. Этим детям назначается
гимнастика, массаж, закаливание, свежий
воздух. Заболевания 2-ой группы уменьшаются
за последние 3 года - от 43% до 36%);
§
группа здоровья 3 - это
спецгруппа - (23,4%), сюда входят дети с
диагнозами: цефалгия, плоскостопие, сколиоз,
бронхиальная астма, нарушения зрения и т.д.
Этим детям ограничиваются нагрузки на
занятиях, в том числе на физкультуре.
Анализируя статистику, можно
сделать вывод, что при помощи надлежащих
санитарно-гигиенических условий обучения и
постоянного контроля медкабинета, идёт
уменьшение заболеваний учащихся. Этот
процесс мог бы идти быстрее, если бы в
полной мере был решен вопрос кадровый вопрос
с преподавателями физического воспитания и
медперсоналом.
2.9.Физкультурно-оздоровительная работа с
учащимися
Сохраняется распределение
учащихся по физкультурным группам:
подготовительная — 12%, основная — 83%.
Сформировалась система
физкультурно-оздоровительной работы.
1. Обеспечено выполнение
общеобразовательной программы по физкультуре
в объёме 2 уроков в каждом классе. Педагоги
школы реализуют здоровьесберегающие основы
урока физкультуры: соблюдение гигиенических
норм и правил, оптимальная плотность урока,
рациональное чередование видов деятельности,
положительный эмоциональный климат,
обеспечение техники безопасности,
дифференцированный подход к детям по группам
здоровья.
2. Организована работа групп
общефизической подготовки.
3. Проводится
спортивно-массовая работа: 5 секций,
школьные, командные и личные соревнования,
лыжные гонки, осенний кросс «Золотая осень»,
«Весёлые старты», смотр строя и песни,
работает детский спортивно-оздоровительный
лагерь «Солнышко». В спортивных секциях
занимается каждый восьмой школьник.
4. Учащиеся принимают
активное участие в районных спортивных
соревнованиях. Имеют личные и командные
достижения по разным видам спорта.
Осуществляется пропаганда
здорового образа жизни:
1. Профилактика вредных
привычек при изучении основ наук и во
внеурочное время.
2. Проведение Дней здоровья,
акций «За здоровый образ жизни».
3. Подготовка методических
рекомендаций о здоровьсберегающих
технологиях и практиках.
4. Просветительская работа по
ЗОЖ среди учащихся и лекторий для родителей.
5. Пропаганда достижения
ребят школы, российского спорта.
6. Поощрение учащихся и
педагогов за участие в спортивно-массовой
работе.
7. Оформление уголков
здоровья и безопасности.
Для создания психологически
комфортного климата для общения учащихся и
педагогов в урочное и внеурочное время
осуществляется психолого-педагогическое
сопровождение образовательного процесса по
направлениям: обеспечение адаптации
школьников, поддержка в достижении
психосоциальной компетентности; развитие
познавательной и учебной мотивации; развитие
творческих способностей и самостоятельности
учащихся; поддержка учащихся в решении задач
личностного и ценностно-смыслового
самоопределения и саморазвития; помощь в
решении их личных проблем и проблем
социализации; формирование коммуникативных
навыков; профилактика неврозов;
профориентация; профессиональное
самоопределение; проведение тренингов.
Поддержка семей обучающихся осуществляется
через просвещение, консультирование,
индивидуальное собеседование.
2.10.
Обеспечение условий безопасности
Много усилий школа прилагает
для создания безопасных для жизни и здоровья
учащихся условий в образовательном
учреждении.
-
Прежде всего разработана
нормативно-правовая база безопасности
образовательного пространства – приказы
по ТБ, созданы и утверждены инструкции
по ТБ для учащихся во время учебного
процесса, во внешкольной деятельности и
т.п.
-
Утверждены действия
персонала школы, учащихся при
возникновении или угрозе возникновения
чрезвычайных ситуаций.
-
В течение года с участием
органов пожнадзора, комитета по
чрезвычайным ситуациям в школе
проводятся учения, формирующие на
практике способность учащихся и
педагогов к действиям в экстремальных
ситуациях
-
Закуплены средства
индивидуальной защиты для всех
участников образовательного процесса
-
На всех выходах в обоих
школьных зданиях установлены
металлические двери.
4. Много сделано за последние
годы для устранения вынесенных со стороны
органов санэпиднадзора, противопожарной
безопасности предписаний:
-
Заменена на 80% школьная
мебель;
-
заменена на 70% система
электроосвещения в классах;
-
в 2008 году планируется
замена электросветильников в остальных
классах.
-
закупаем дополнительно
спортинвентарь;
-
для столовой закуплены
новый холодильник, электромясорубка,
тестомес, две электроплиты с жарочными
шкафами;
-
закуплен холодильник для
медкабинета;
-
частично заменено
сантехническое оборудование;
-
закуплено пожарное
оборудование на сумму 140 тысяч рублей;
-
в 2007 году установлена
пожарная сигнализация и система
оповещения.
-
сделан ремонт путей
эвакуации
Всего на устранение
предписаний за последние 3 года
израсходовано около 1 млн. рублей.
На все остальные,
невыполненные предписания, регулярно
подаются финансовые заявки. Поэтому,
несмотря на степень износа здания, ветхость
всех его систем, в школе за последние годы
не зарегистрировано серьезных нарушений
систем жизнеобеспечения – отопления,
водоснабжения, канализации, энергоснабжения,
не было случаев пищевых отравлений, не
зафиксированы данные об ущербе для жизни и
здоровья детей, случаи травматизма, которые
связаны с условиями пребывания в школе.
С целью воспитания у учащихся
знаний и привития навыков безопасности
жизнедеятельности в школе:
-
организован и успешно
работает кружок «Твоя безопасность»,
участники которого делятся своими
знаниями с учащимися школы на классных
часах, успешно принимают участие в
конкурсах различного уровня;
-
курс ОБЖ как предмет
включен в учебный план 10-11 классов;
-
классными руководителями
проводится профилактическая работа по
всем направлениям безопасности и
сохранения здоровья;
-
совместно с ГИБДД
организован и функционирует кружок
«Безопасное колесо», участники которого
заняли в 2007 году 1 место в районном
конкурсе по безопасности на дорогах.
2.11.Характеристика контингента обучающихся
Школа
предоставляет образовательные услуги детям в
возрасте возрасте от 6,5 до 18 лет,
проживающих на территории микрорайона.
При тенденции к сокращению
контингента обучающихся школа сохраняет
позиции полнокомплектной школы с количеством
учащихся более 400 человек.
За последние 3 года
сокращение контингента обучающихся составило
9,3%.
В школе 23 класса-комплекта.
2.12.Социальное положение учащихся и их
семей
Состав родителей
Большая часть родителей
имеет постоянное место работы. Из них 39% -
это рабочие, 30% - служащие, военнослужащие
– 6%, 3% - пенсионеры, 1% - инвалиды, 1% -
погиб один из родителей, неработающих - 15%,
предприниматели составляют 5%.
Образовательный уровень
родителей следующий: 59% родителей имеют
среднее специальное образование, 15% -
высшее, 22% - среднее (полное). Неполное
среднее имеет только 4% родителей. Родители
учащихся школы вместе с представителями
педагогического коллектива школы входят в
состав школьного совета, участвуют в
совместной деятельности
Контингент обучающихся
достаточно неоднороден. Наряду с детьми из
благополучных семей есть группа детей с
девиантным поведением.
К «группе риска»
относятся – 19 учащихся (4%):
● 7 учащихся, состоящих
на учёте в школе
(1%);
● 4 учащихся, состоят на
учёте в КДН и ЗП
(0,8%);
● 5 учащихся, состоящих на
учёте в ПДН (1%);
● 3 учащихся, состоят
на учёте как
безнадзорные дети (0,6%);
11 детей (2 из приёмных
семей), проживающих
с опекунами – (2%).
К группе семей, испытывающих
трудности, относятся:
● 16 учащихся, живущих в
многодетной семье
(3%);
● 164 учащихся, живущих в
полной семье (35%);
● 6 учащихся, живущих в
семьях, находящихся в
социально опасном положении
(1%);
● 12 учащихся, живущих в
семьях, находящихся в
трудной жизненной ситуации
(3%);
● 2 учащихся, живущих в семье
без гражданства
(0,4%).
Для предупреждения
неблагополучия в семьях в школе 3-й год
ведётся работа по скрытой безнадзорности.
Семьи со скрытой безнадзорностью - это такие
семьи, где родители работают в других
городах (в основном,- в Москве), а дети
остаются под контролем родственников (в
основном это бабушки). Школой разработаны
специальный план работы с такими семьями. За
три последних года на учёт по скрытой
безнадзорности было поставлено:
В 2005 году – 22 семьи;
В 2006 году – 28 семей;
В 2007 году – 28 семей, что
составляет 6% общего количества учащихся
школы.
2.13.Уровень
успеваемости учащихся и продолжение
образования выпускниками
Уровень успеваемости
учащихся, как показатель их учебных
достижений, указывает на сохранение общей
успеваемости в пределах 99,8%.
В то же время, сохраняется
группа учащихся, составляющая 0,2% (1 ч.),
не освоившая общеобразовательные программы
базового уровня. Динамика доли неуспевающих
учащихся по 1 и более предметам указывает на
стабильность данной ситуации.
Для выпускников 9-х классов
характерными направлениями продолжения
образования являются: получение среднего
(полного) образования - в среднем 42%,
получение профессионального образования
(преимущественно по программам начального
профессионального образования) - в среднем
28%. Выбор учреждений среднего
профессионального образования составляет в
среднем 30 %.
Для выпускников 11-х классов
основным направлением продолжения
образования за последние 3 года является
высшее профессиональное образование (в
среднем 80%).
Значительная доля выпускников
средней (полной) школы продолжает обучение
в вузах и ссузах по профилю, выбранному в
школе (от 60% до 83%).
Выпускники профильных классов
вместе с аттестатом о среднем образовании
получают свидетельства государственного
образца об овладении специальностями
«Оператор ПЭВМ» (естественнонаучный профиль)
и «Продавец-контролёр, кассир»
(социально-экономический профиль).
2.14.
Характеристика педагогического коллектива
Штат педагогических
работников школы остается стабильным на
протяжении последних лет, несмотря на
сокращение классов-комплектов (с 27 в
2002-03 уч.г. до 23 в 2007-08 уч.г.). В
настоящее время в школе работает 43 педагога
(из них 3 совместителя).
Школа обеспечена
специалистами узкого профиля: учителями
информатики, музыки, ИЗО, трудового
обучения, ОБЖ, а также педагогом-психологом,
социальным педагогом. В школе имеется
медицинский работник (от ЦРБ).
Педагоги, имеющие стаж работы
от 2-х до 15 лет – 17.
Педагоги, имеющие стаж работы
от 16 до-30 лет – 10.
Педагоги, имеющие стаж работы
свыше 30 лет -16.
Высокий уровень подготовки
учащихся обеспечивается постоянной работой
педагогического коллектива по обновлению
содержания образования. Особое внимание
уделяется вопросам повышения
профессионального уровня педагогических
кадров. Этому способствует отлаженная
система методической работы.
За последние пять лет 39
педагогов прошли курсовую подготовку, что
составляет 91% от общего количества. 4
педагога школы обучаются в высших учебных
заведениях на заочном отделении.
5 представителей
администрации осуществили курсовую
подготовку за последние три года, что
составляет 83%.
Принимая во внимание факт,
что в настоящее время информатизация
образования является необходимым условием
решения дидактических и воспитательных
задач, школа реализует КЦП «Повышение
качества образования учащихся на основе
использования информационно-коммуникационных
технологий в процессе обучения». В
соответствии с целями программы 85%
педагогов и сотрудников школы овладели
базовой компьютерной грамотностью, 12
педагогов окончили компьютерные курсы по
программе «Intel.
Обучение для будущего».
3.
ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
Анализ состояния
образовательного процесса и других аспектов
работы школы позволяет определить ряд
проблем:
·
Потребность в создании новых
структурных подразделений для обеспечения
повышения качества образования;
·
Недостаточный уровень
технологичности образовательного процесса;
·
Уровень обученности учащихся
основной и средней школы по ряду предметов
ниже средних значений по области;
·
Блок программ дополнительного
образования не в полной мере удовлетворяет
интересы школьников;
·
При относительной
стабильности состояния здоровья школьников
сохраняется достаточно высокий уровень
хронических заболеваний; стабилен, но
невысок уровень физической подготовленности
учащихся
·
Не изжиты негативные
проявления асоциального поведения в детской
и подростковой среде;
·
Недостаточно эффективна
психолого-медико-педагогическая поддержка
школьников;
·
МТБ специализированных
учебных кабинетов, школьных мастерских
недостаточно укомплектована современным
оборудованием.
·
Отсутствие преемственности в
системе школьного самоуправления между
начальной и основной ступенями образования.
·
Недостаточное участие
общественности и родителей учащихся в
управлении школой.
4.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
При формировании концепции
будущего нашей школы мы исходи из
необходимости реализации стратегии
модернизации школьного образования и
важности удовлетворения запросов основных
участников образовательного процесса -
обучающихся, их родителей и педагогов.
Современное общество
нуждается в особом типе личности – личности,
которая не просто приспосабливается к
существующей реальности, а стремится к
достижению успеха, проявляя активность,
инициативу и ответственность как в частной,
так и в социальной жизни. Она стремится быть
субъектом своей жизни, обеспечивая тем самым
личностный и социальный прогресс.
4.1.МИССИЯ ШКОЛЫ
Миссию своей школы мы видим в
создании такого образовательного
пространства, которое позволит создать
ситуацию успеха каждому обучающемуся,
обеспечить его личностный рост и подготовку
к полноценному и эффективному участию в
общественной и профессиональной жизни в
условиях информационного общества. Такая
трактовка миссии школы логично подтолкнула
нас к выбору модели школы успеха,
которая, по нашему мнению, способна
удовлетворить образовательные потребности
всех субъектов образовательного процесса.
Проблема успеха и условий его
достижения, а также изучение представлений
об успешном человеке актуальны в современном
мире. В зарубежной психологии проблема
успеха разрабатывалась А. Маслоу, К.
Роджерсом, А. Адлером, Ф. Хоппе, в
отечественной психологии – А.Е. Чириковой,
А.П. Корниловым, С.К. Рощиным.
В основу организации
жизнедеятельности школы положены следующие
принципы обучения и воспитания:
-
Личностный подход:
признание личности развивающегося
человека высшей социальной ценностью,
уважение уникальности и своеобразия
каждого ребёнка;
-
Гуманистический подход:
создание в школе атмосферы заботы о
здоровье и благополучии, уважение чести
и достоинства личности обучающегося и
педагога;
-
Средовый подход:
максимальное использование возможностей
внутренней и внешней среды школы в
развитии личности школьника;
-
Природосообразности:
образование в соответствии с природой
обучающегося, его здоровьем,
способностями, склонностями, задатками,
индивидуальными особенностями
восприятия;
-
Целостности: единство
развития, воспитания и обучения.
-
Непрерывности: создание
единой образовательной системы,
органически объединяющей все три ступени
образования;
-
Эстетизации среды
жизнедеятельности развития ребёнка.
4.2.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА
Способности и компетентности
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ:
Сформированность общеучебных
умений и навыков, развитая речь, владение
ИКТ. Развитая познавательная активность,
любознательность, избирательность интересов.
Наличие мотива самообразования, потребности
в дополнительном образовании. Хорошая
адаптация к учебной нагрузке.
Критическое мышление,
вариативность рассуждений в процессе решения
учебных, социальных, личных проблем.
Конструктивная позиция с
позитивной мотивацией к жизни, труду.
Осознанный выбор дальнейшего жизненного
пути.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ:
Устойчивая адекватная
самооценка. Понимание личной ответственности
за принятые решения.
Умение владеть собой, своим
поведением, овладение некоторыми приёмами
саморегуляции эмоций. Сформированность
нравственных качеств личности.
СОЦИАЛЬНЫЕ:
Умение принимать решения с
учётом жизненных ситуаций и реализовывать
свои способности наиболее выгодным для себя
и окружающих способом. Сформированность
предпосылок для конструктивного общения.
Умение строить равноправные отношения.
Умение понимать причины
собственного поведения и поведения другого
человека. Стремление к достижению жизненного
успеха в согласии со своим внутренним миром
и общепринятыми духовно-нравственными,
социальными нормами.
Выпускник школы будет
конкурентоспособным человеком, уверенным в
своих силах, способным решать личные и
общественно-значимые проблемы.
5.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
создание образовательно-воспитательной
среды, обеспечивающей равные возможности для
качественного образования школьников, их
самоопределения и самореализации.
Задачи программы:
·
Формирование у учащихся и
педагогов потребностей к самообразованию,
саморазвитию и самоопределению;
·
Внедрение образовательных
технологий, способствующих повышению
качества образования;
·
Предоставление каждому
обучающемуся возможности самоутверждения в
наиболее значимых для него сферах
жизнедеятельности, где в максимальной
степени раскрываются его способности и
возможности;
·
Повышение общей культуры
школьников и обеспечение их позитивной
социализации;
·
Обеспечение безопасности и
сохранение и развития здоровья участников
образовательного процесса;
·
Развитие ресурсного
(материально-технического, кадрового,
научно-методического, нормативно-правового)
обеспечения образовательного процесса.
6.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
6.1.
Обновление содержания образования и
воспитания
Последовательный переход на
новый учебный план для общеобразовательных
школ поэтапно.
Внедрение современных
педагогических технологий: ИКТ с
использованием цифровых образовательных
ресурсов и учебных инструментов нового
поколения.
Лицензирование
профессионального обучения в профильных
классах.
Дальнейшее развитие
социального партнёрства с учреждениями в
сферах образования, культуры,
здравоохранения, социальной защиты и др.
Адаптация передового
педагогического опыта страны в условиях
школы.
Создание системы
образовательного мониторинга состояния ОП,
результатов образования школьников и
образовательной деятельности.
6.2.
Повышение эффективности воспитательной
работы
Интеграция общего и
дополнительного образования в соответствии
интересами учащихся.
Доступность воспитательной
системы.
Повышение уровня личных
достижений учащихся.
Снижение и преодоление
негативных проявлений в детской в
подростковой среде.
6.3. Повышение эффективности
экспериментальной работы, инновационная
деятельность
Адаптация в образовательный
процесс передового и инновационного опыта
педагогического сообщества и развитие
традиций российской педагогики.
Участие в Приоритетном
национальном проекте «Образование».
Участие в реализации
Государственных программ (в
т.ч.«Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2006-2010 годы» и
др.).
Подготовка авторских программ
и методических разработок сотрудниками
школы.
Представление опыта работы
коллектива, педагогов и достижений
школьников в различных формах.
Участие детей и взрослых в
работе съездов, конференций, фестивалей и в
других мероприятиях.
Подготовка конкурсных
материалов и участие в конкурсах.
6.4.Информационная среда школы
Организация службы информации
и мониторинговых исследований.
Внедрение автоматизированной
системы управления школой.
Выход в единое
образовательное пространство города.
Развитие школьных СМИ,
школьный сайт.
Участие в Интернет-проектах.
6.5.Рост
уровня квалификации работников
Выполнение плана повышения
уровня квалификации сотрудников (не менее 1
раза в 5 лет).
Организация накопительной
системы повышения квалификации. Достижение
ИКТ-компетенции каждым педагогом.
Популяризация опыта и поощрение сотрудников.
Смена педагогических кадров. Возрождение
наставничества. Участие в национальном
проекте «Образование»
6.6.Положительная оценка деятельности школы
родителями, обучающимися, местным
сообществом
Сохранение контингента
учащихся.
Укрепление и развитие
школьных традиций.
Использование школы как
эффективного социокультурного ресурса
микрорайона.
Повышение активности
родителей в решении школьных проблем.
Удовлетворённость состоянием
ОП всех его участников.
7.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ
7.1.
Стратегические результаты реализации
программы:
-
Обновление содержания и
технологии обучения в условиях нового
социального заказа школе.
-
Создание оптимальной
организационно-управленческой структуры
ОУ.
-
Создание в школе ситуации
успеха для развития способностей каждого
ученика, условий для творческой
самореализации учителя
-
Изменение у всех
участников образовательного процесса
отношения к своему здоровью: выработка
способности противостоять вредным
привычкам и отрицательным воздействиям
окружающей среды, умения вести здоровый
образ жизни.
-
Повышение квалификации
работников образования.
-
Использование
инновационных форм организации
взаимодействия семьи и школы
7.2
Результаты реализации программы по ступеням
образования
Выпускники средней (полной ) школы
|
Адаптация выпускников в социуме |
Уровни образования |
Ступени образования |
Классы |
Содержание и особенности образования |
Среднее (полное) общее |
Среднее (полное)
общее |
10-11
Профильные классы |
Профильная подготовка.
Интеграция учебных предметов и
оптимизация содержания
образовательных областей.
Факультативные и элективные курсы.
Осуществление исследовательской
деятельности, образовательных и
социальных проектов.
Программы начального
профессионального образования.
Дополнительное образование.
Олимпиады, конкурсы, конференции.
Программа «Преемственность и
адаптация» |
Основное
общее |
Основное общее |
5-9 общеобразовательные классы, 5-9
классы коррекции |
Информатика и ИКТ;
«Этика»;
Обществознание;
«Вокруг тебя-Мир»;
География и история Владимирского
края;
Предпрофильная подготовка.
Исследовательская деятельность,
образовательное и социальное
проектирование.
Дополнительное образование.
Олимпиады, конкурсы, конференции.
Психологическое сопровождение
классов коррекции.
Программа «Преемственность и
адаптация» |
|
Начальное общее |
1-4 общеобразовательные классы,
классы коррекции |
Образовательные программы начального
общего образования, классов
коррекции.
Курсы «Наш край», «Основы здорового
питания».
Информатика и ИКТ.
Иностранный язык.
Психологическое сопровождение
классов коррекции.
ГПД для 1-х классов и коррекционных
классов.
Исследовательская деятельность,
образовательное и социальное
проектирование.
Дополнительное образование.
Олимпиады, конкурсы.
Программа «Преемственность и
адаптация» |
Предшкольное
образование |
Дошкольники |
Подготовительный класс |
Программа подготовки к школе «Я иду
в школу!»;
Программа «Преемственность и
адаптация» |
8.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
1-й этап – подготовительный
(2007-2008 учебный год)
Аналитико - диагностическая
деятельность.
Изучение современных
технологий новаторов.
Расширение круга
инновационных технологий, форм и методов
обучения и воспитания.
Определение стратегии и
тактики деятельности.
2-й этап – практический
(2008-20011 гг.)
Работа по стратегическим
направлениям.
Реализация проектов, входящих
в Программу развития.
Промежуточный контроль и
коррекция плана действий.
3-й этап – обобщающий
(2011-2012 учебный год)
Обработка и интерпретация
данных за 5 лет.
Соотношение результатов
реализации программы с поставленными целью и
задачами.
Определение перспектив и
путей дальнейшего развития школы.
Разработка новой Программы
развития школы.
9.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО
ДОСТИЖЕНИЮ ПОСТАВЛЕННЫХ
ЦЕЛЕЙ
Конкретные действия, сроки
исполнения, исполнители и формы контроля на
каждом этапе прописываются в комплексном
плане работы школы на год а также в планах
исполнения отдельных проектов, разработанных
в соответствии со стратегическими
направлениями Программы развития школы.
10. РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
10.1.
Финансово-экономические ресурсы
Среднегодовое содержание
школы из средств регионального и местного
бюджетов (из расчёта социального норматива
на 1 учащегося).
Участие в целевых программах,
грантовых конкурсах, национальном проекте
«Образование».
Привлечение спонсорской и
шефской поддержки.
Создание условий для успешной
самостоятельной финансово-хозяйственной
деятельности: обучение материально
ответственных лиц; своевременная
корректировка расходования средств.
10.2.Кадровые
ресурсы
Введение новой системы оплаты
труда сотрудников.
Создание комфортных
гигиенических и психологических условий для
работы сотрудников.
10.3.Информационные и
материально-технические ресурсы
Развитие
информационно-компьютерного центра:
модернизация двух компьютерных классов,
создание медиатеки, обеспечение ОП
электронными пособиями, активное
использование школьниками высокоскоростного
выхода в Интернет, создание локальной сети
учреждения.
Модернизация центра школьных
наук: укрепление библиотечных фондов,
обновление лабораторного оборудования
специализированных кабинетов; 100% замена
учебной мебели и рабочих мест педагогов;
плановые ремонты помещений.
Развитие
спортивно-оздоровительного центра: ремонт
спортивного зала, замена спортоборудования.
Укрепление
музейно-образовательного центра.
Создание эстетического
центра, замена аппаратуры и др.
Создание
профессионально-технологического центра:
ремонт помещений и станков, обновление
оборудования мастерских, организация
кабинета профориентации.
Модернизация методической
службы: развитие практики работы
межпредметных методических объединений;
создание творческих команд; качественное
обновление системы самообразования педагога
(накопительная система повышения
квалификации, участие в инновациях,
дистанционное обучение и др.); организация
многоуровневого общения в педагогическом
сообществе, в т.ч. в сети Интернет;
делегирование полномочий и мотивация
личностного роста сотрудников.
11.
КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ
И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ
При
организации и осуществлении контроля
предполагается использование
программно-целевого подхода (единая система
планирования всех направлений
образовательной деятельности, циклическая
рефлексия, экспертиза, корректировка);
обеспечение преемственности данной программы
развития с КЦП, реализуемыми в ОУ;
обеспечение открытости образовательного
пространства (гласность, информированность,
доступность).
Критериями достижения цели
являются:
-
Изменения в штатном
расписании, создание новых структурных
подразделений, соответствующих
реализации задач Программы развития;
-
Увеличение доли учащихся,
имеющих высокие результаты по итогам ЕГЭ
и ГИА за курс основного (общего)
образования;
-
Увеличение доли учащихся,
продолживших образование по окончании
школы;
-
Совершенствование
профильного обучения в рамках
индивидуальной образовательной
траектории;
-
Сетевое взаимодействие с
учреждениями дополнительного образования
города;
-
Участие в
телекоммуникационных проектах разного
уровня;
-
Использование технологии
социального проектирования как ведущей
формы социальной работы;
-
Функционирование системы
школьного самоуправления;
-
Использование
здоровьесберегающих технологий;
-
Уровень физической
подготовленности учащихся (не ниже
среднего по области);
-
Положительная динамика
состояния здоровья (не ниже среднего по
области);
-
Увеличение доли учащихся,
охваченных горячим питанием;
-
Переход на новую систему
оплаты труда;
-
Увеличение количества
учебно-наглядных пособий, компьютерной
техники, спортивного оборудования в
расчёте на одного учащегося;
-
Увеличение доли
внебюджетных средств, направленных на
реализацию задач программы.
-
Укрепление и развитие
нормативно-правовой базы;
-
Увеличение доли педагогов
школы, имеющих высшее образование,
аттестованных на первую и высшую
категории.
Отслеживание результатов
осуществляется через:
ü
систему внутришкольного
контроля,
ü
комплексно-ориентированный
анализ работы школы за год,
ü
результаты ЕГЭ и ГИА за курс
основного (общего) образования,
ü
мониторинг физической
подготовленности и состояния здоровья
учащихся,
ü
анкетирование учащихся и
родителей о степени удовлетворённости
качеством образования.
Обсуждение, утверждение
промежуточных результатов, принятие решений
по корректировке основных мер находится в
ведении Совета школы. Заседания проводятся
2-3 раза в год.
Оперативное руководство
реализацией программы и ежегодный
проблемно-ориентированный анализ состояния
дел в школе осуществляет администрация
школы, практикуется делегирование полномочий
другим сотрудникам.
Администрация школы
предоставляет отчёты и другую информацию о
деятельности школы Учредителю, органам
управления образованием.
|