М
О
У
 
С
О
Ш
 

5
К
и
р
ж
а
ч
line decor
 Официальный сайт МБОУ СОШ №5 г. Киржача Владимирской области
line decor

 
 
Ученикам

 
Как работать с поисковыми системами в Интернете

    Поисковых систем сегодня существует не один десяток. Наиболее популярные среди российских пользователей : «Яндекс» ( http:// www .yandex. ru), «Google» ( http://www .google. com), «Рамблер» (http:// www.rambler .ru), «Апорт» (http ://www. aport.ru ). Принцип использования таких поисковых систем прост: пользователь должен ввести ключевые слова , которые, по его мнению , описывают тематику искомых материалов , система осуществляет отбор документов и выдает пользователю список ссылок на отобранные материалы.

    Важно понимать, что ни одна поисковая система не осуществляет поиск в «живой» сети, а проделывает эту операцию в специальной собственной базе данных, хранящей описание некоторого множества документов из интернета. Состав включенных в эту базу данных документов специфичен для каждой конкретной системы и всегда является неполным по отношению к истинному состоянию Сети. Именно поэтому никогда нельзя ответить на вопрос: «Какая поисковая система лучше?»

    Важным показателем эффективности поиска является его полнота. Очевиден тот факт, что любой проведенный поиск является заведомо неполным как по объективным ( всегда существуют документы, не представленные в базе данных используемых поисковых систем), так и по субъективным причинам (наборы ключевых слов, указанных пользователями, не всегда совершенны) Но если борьба с объективными причинами находится за гранью возможностей пользователя, то работа над качеством запросов является одним из важнейших инструментов повышения эффективности поиска. Прежде всего надо понимать, что процедура поиска должна быть циклической: пользователь вводит ключевые слова - система отбирает документы - пользователь анализирует результаты и уточняет состав запроса, после чего поиск производится повторно . Чем сложнее задача, тем больше может потребоваться итераций поиска.

    При уточнении запросов помимо добавления новых ключевых слов, выбранных из найденных документов, есть и другие приемы расширения поиска на основе имеющихся ключевых терминов:

  • конкретизация ( например, для термина "Москва" могут использоваться конкретизирующие термины "город", "город-герой"),
  • подбор синонимов, синонимичных выражений,
  • использование устаревших, измененных терминов , отмененных и замененных понятий ( "электронно-вычислительная машина" вместо "компьютер", "Ленинград" вместо " Санкт-Петербурга " и т п.),
  • использование имен людей, связанных с разработкой данных понятий, с исследуемыми событиями и т. п.,
  • сведения о странах, местностях, населенных пунктах и т.п., связанных с понятиями, которые вы исследуете.
Кроме приемов изменения запросов на каждом очередном «витке» поиска для повышения полноты его результатов следует также расширять круг поисковых систем. Экспериментально легко убедиться, что для одного и того же запроса результаты, выдаваемые разными системами, будут различны практически всегда.

    В заключение еще один важный вопрос, связанный с использованием ресурсов интернета, -авторское право. Ресурсы интернета - это самые слабо защищенные с точки зрения произвольного и выборочного копирования материалы: довольно просто выделить фрагмент текста или иллюстрацию, скопировать и вставить этот фрагмент в любой другой электронный документ. Однако следует помнить, что информационная культура предполагает оформление источников при цитировании, а вопросы авторских и имущественных прав -письменное разрешение правообладателя на самостоятельное размещение информации на публичных ресурсах, даже если это размещение осуществляется в некоммерческих целях.

Павел БЕЛКИН, директор некоммерческого партнерства «Современные технологии в образовании и культуре»


 

 

 
 
           
Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz